Найти тему

Внутренний критик и критика окружающих: как справиться?

Оглавление

Критика — это обратная связь от нашего окружения. Иногда она может быть полезной, иногда — нет. Важно уметь найти в ней рациональное зерно и не обижаться. Кроме того, в каждом из нас живет внутренний критик, который порой мотивирует, а порой только и делает, что ищет недостатки. Как найти с ним общий язык и правильно реагировать на критику извне, рассказываю в этой статье.

5 шагов для работы с критикой окружающих

Реагировать на любое негативное высказывание лично в ваш адрес или относительно вашей работы поможет привычка анализировать услышанное. Для этого предлагаю простое упражнение из пяти шагов:

  1. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре колонки. Важно делать это вручную, а не на компьютере. Это позволяет эффективнее проработать вопрос, разрешить внутренний конфликт и освободиться от лишних эмоций.
  2. Выпишите в первую колонку услышанное или увиденное критическое замечание. Зафиксируйте точную формулировку — именно цитату, а не собственный пересказ.
  3. В следующей колонке распишите по пунктам все, что не соответствует действительности. Есть ли неточности в обратной связи? Можете смело выразить все эмоции.
  4. В третьей колонке напишите то, что звучит рационально и может быть правдой. В этом шаге важно абстрагироваться от эмоций и объективно оценить высказывание. Поставьте себя на место критика и подумайте, почему он сказал именно это? Наверняка найдутся интересные моменты, которые будут полезны.
  5. В последней колонке запишите, что вы сделаете, чтобы избежать промахов и такой обратной связи в будущем. Возможно, вы захотите получить разъяснения — это тоже один из способов прийти к решению конфликта.

Принимайте критику, как чемпион

Важно не принимать критические замечания в свой адрес слишком близко. Помните, что мы все имеем право высказывать свое мнение. Несогласие кого-то с вами не делает вас автоматически неправым. Это просто один из путей коммуникации.

Никто не совершенен. Дайте себе и окружающим право на ошибку. Найдите в этом повод не для разочарования, а для улучшения своих качеств или деятельности.

Критику наш мозг воспринимает как атаку. Принимая позицию защиты, мы становимся заложниками негативных эмоций. Старайтесь воспринимать услышанное как бы со стороны, не принимая на свой счет.

Критика может быть конструктивной. Относитесь к таким высказываниям как к способу научиться новому, узнать больше и расширить свой кругозор. В конце концов, было бы гораздо хуже, если бы кто-то увидел, что вы делаете что-то неправильно, но не сказал ни слова.

Иногда, критикуя кого-то, люди в действительности говорят о себе. Даже деструктивную эмоциональную критику воспринимайте вежливо и спокойно. Поблагодарите человека за внимание к вам и вашей работе, но продолжайте двигаться дальше.

Внутренний критик — друг или враг?

Важная часть нашей личности — внутренний критик. Этот “персонаж” имеет два голоса: мотивирующий, подбадривающий и любящий, либо критикующий, негативный и разрушающий. Какой голос будет звучать громче и чаще (будем ли мы вдохновлять себя или запрещать себе что-то) — зависит от нас. Мы сами всегда мысленно начинаем этот внутренний диалог и разрешаем критику “заговорить”. Как же подружиться со своей субличностью?

Дайте внутреннему критику имя

Важно разделять свое Я и эту часть личности. От своего Я закрыться не получится. А так у вас появится шанс закончить диалог с “собеседником”, прекратив его атаку.

Будьте любопытны

Подумайте, почему внутренний критик говорит именно это в конкретный момент? Это поможет найти триггеры, которые вызывают такую реакцию. Как его голос влияет на ваше поведение и отношение к ситуации? Его суждения объективны или основаны на эмоциях? Что вы можете сделать, чтобы изменить это в лучшую сторону?

Осознанность и благодарность

Примите своего внутреннего критика как доброго советчика. Если начинаете слышать поток внутренней критики в свой адрес, подумайте: от чего этот голос хочет вас уберечь? Как ваше прошлое или настоящее влияет на его проявления? Будьте благодарны за эту помощь.

Хвалите себя

Составьте список достижений и личных качеств, которыми гордитесь. Если сложно сделать это самостоятельно, попробуйте посмотреть на себя глазами друзей и близких, а на свою работу — глазами благодарных клиентов. Всякий раз, когда голос деструктивного внутреннего критика начинает звучать громче, противопоставляйте ему свои аргументы из списка побед. Не поддавайтесь на провокации.

-2

А как вы справляетесь с критикой?