Найти в Дзене
Путеводитель

Зачем нужно продление М-12 до Челябинска: как пройдет новая трасса

В июле текущего года Владимир Путин предложил «дотащить трассу М-12 до Тюмени, до Челябинска и кольцо замкнуть». Этим смелым предложением он поставил в тупик «дорожных» чиновников. Новая федеральная трасса М-12 изначально планировалась как дублер магистрали М-7 на участке от Москвы до Казани. В отличие от М-7, трасса М-12 пройдет не через Нижний Новгород, а на сотню километров южнее — через Арзамас. Первоначально сдача дороги планировалась в 2027 году, однако осенью прошлого года премьер Мишустин объявил о смещении сроков до 2024 года. Весной этого года президент потребовал добавить в ее схему участок от Казани до Екатеринбурга и завершить все работы к 2024 году. Только-только зашуршала бюрократическая колесница «дорожников», обосновывая смету на новый участок, как президент поставил грандиозные задачи по продлению М-12 по Уралу и за Уральские горы. Вице-премьер Хуснуллин тут же смело отрапортавал, что проект протяженностью 600 км возможен: «Наша слаженная работа позволяет нам с уверен
Оглавление

В июле текущего года Владимир Путин предложил «дотащить трассу М-12 до Тюмени, до Челябинска и кольцо замкнуть». Этим смелым предложением он поставил в тупик «дорожных» чиновников.

Новая федеральная трасса М-12 изначально планировалась как дублер магистрали М-7 на участке от Москвы до Казани. В отличие от М-7, трасса М-12 пройдет не через Нижний Новгород, а на сотню километров южнее — через Арзамас.

Схе ма М-12 из открытых источников.
Схе ма М-12 из открытых источников.

Первоначально сдача дороги планировалась в 2027 году, однако осенью прошлого года премьер Мишустин объявил о смещении сроков до 2024 года. Весной этого года президент потребовал добавить в ее схему участок от Казани до Екатеринбурга и завершить все работы к 2024 году.

Только-только зашуршала бюрократическая колесница «дорожников», обосновывая смету на новый участок, как президент поставил грандиозные задачи по продлению М-12 по Уралу и за Уральские горы.

Вице-премьер Хуснуллин тут же смело отрапортавал, что проект протяженностью 600 км возможен: «Наша слаженная работа позволяет нам с уверенностью сказать, что мы в 2024 году дойдем и до Екатеринбурга, и до Тюмени, и до Челябинска».

Как же впишется в эту схему Челябинск, расположенный на 200 километров южнее первоначального маршрута, ведь пока проекта не существует и в природе?!

Можно включить фантазию и представить на схеме, как именно можно добавить Челябинск на схему трассы М-12. Варианта три, один из которых реалистичный, два других — почти утопичные.

Новые участки М-5. Фото из открытых источников
Новые участки М-5. Фото из открытых источников

Самым очевидным решением выглядит реконструкция участка трассы М-5 от Челябинска к Екатеринбургу до четырехполосной скоростной магистрали на всём протяжении, что и так выполняется. Реконструкция последнего 40-километрового участка начата год назад и продлится до конца 2022 года. В эту картину вписывается и замыкание екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) на участке от Челябинского до Полевского тракта — без этого невозможно объехать пригороды Екатеринбурга при движении из Челябинска в сторону будущей трассы М-12.

Сейчас расстояние от Челябинска до Казани по трассам М-5 и М-7 составляет порядка 960 километров. Новый маршрут будет лишь на 80–100 км больше, но займет на несколько часов меньше. Скоростной режим на трассе М-12 составит 120 км/час против 70–90 км/час на трассе М-5, к тому же автомагистраль пойдет в обход населенных пунктов. И главное, не придется штурмовать медленный и опасный горный участок М-5 между Миассом и въездом в Башкирию.

Поскольку президент говорил о «замыкании в кольцо», а Хуснуллин упомянул дорогу длиной 600 километров, можно предположить о новом участке между Челябинском и Тюменью, что в сумме с дорогой до Екатеринбурга и даст упомянутые 600 км, которые соединят города треугольником. Возможен и вариант дороги от Челябинска до смычки с трассой М-12 в районе Ачита через окрестности Кыштыма и Нязепетровска. На схеме эти направления обозначены пунктиром.

Варианты продления М-12. Схема из открытых источников.
Варианты продления М-12. Схема из открытых источников.

Однако эксперты сомневаются в том, что такие идеи целесообразны. Челябинск сТюменью и Ачитом уже сейчас соединен региональными дорогами. Замыкать скоростные магистрали в виртуальное кольцо между Челябинском, Тюменью и Екатеринбургом несерьезно.

Сокращение пути получается небольшим: путь от Челябинска до Ачита по существующим дорогам - 370 км, по воображаемой трассе через Нязепетровск — 320 километров. Экономия в 50 километров не существенна для трассы М-12, тогда как расходы на строительство участка будут не сопоставимо выше.

Скорее всего, речь пойдет всё-таки о реконструкции автодороги Челябинск — Екатеринбург. Потребуется существенное обновление всей инфраструктуры, чтобы соответствовать стандартам трассы М-12, например, скоростным лимитам до 120 км/час. А еще - по "просьбам трудящихся" - сделать эту уральскую дорогу платной.

В случае успеха новая магистраль Челябинск — Екатеринбург — Казань ускорит доступ в западные регионы в обход сложных участков трассы М-5, перегруженных фурами и весьма опасных из-за риска лобового столкновения и постоянных ремонтов мостов.

Уже планируется продление М-12 до Новосибирска – читайте здесь

Пробки на М-5. Фото из открытых источников.
Пробки на М-5. Фото из открытых источников.

Но прежде чем радоваться дождемся конкретики: пока не ясен ни бюджет проекта, ни точные сроки его исполнения. Скорее всего это обычная предвыборная риторика!

О продлении трассы М-12 в Китай читайте здесь

Проект продления М-12 до Китая под угрозой – читайте продолжение здесь