В заключительной части большого материала мы узнаем, как Бадд Боттичер, вооружившись радикальной авторской идеей, решил сделать особенный вклад в фильмы про корриду, задумал экспериментальный проект «Арруза» и за 1960-е годы полностью похоронил свою карьеру под палящим солнцем Мексики.
Первая часть статьи: «Тореадор в Голливуде. Бадд Боттичер и старое американское кино»
Вторая часть статьи: «Малобюджетный ковбой. Бадд Боттичер и американский вестерн»
Карлос Арруза в роли Карлоса Аррузы
Мы уже говорили о том, что в юности Боттичера увлекала коррида быков, провел в Мексике значительное количество времени и научился многим приемам в боях с крупным рогатым скотом. Экстравагантное хобби оказало огромное влияние и на характер, и на эстетические предпочтения, и на карьерный путь Бадда. Что уж еще можно сказать, если человек снял такие фильмы про корриду как «Тореадор и леди» (принесший автору единственную в жизни номинацию на «Оскар») и «Великолепный матадор», посвященные корриде и во многом опирающиеся на личный опыт создателя.
Но упомянутые проекты, хоть и выражали любовь Боттичера к предмету, тем не менее стали довольно стандартными студийными проектами из-за вмешательства различных функционеров индустрии. Потому в душе режиссера все еще теплилась потребность сделать действительно уникальный проект, который мог бы создать только он. Творческие поиски в итоге привели его к конкретной концепции, пришедшей на ум в тот период, когда Берт Кеннеди (сценарист, с которым Боттичер сделал лучшие свои вестерны) занимался приведением сценария «В семи трупах отсюда» в соответствие с производственными нуждами.
Боттичер был знаком с большинством наиболее известных матадоров, выступавших на аренах Мексики. Но личная и тесная дружба связывала его с Карлосом Аррузой — самым популярным. В стране его по-испански называли Numero Uno (пер. «Номер один»). При этом сам Арруза примерно представлял, как происходит съемочный процесс, т. к. именно на его ранчо Боттичер снимал некоторые эпизоды «Великолепного матадора». Итак, Боттичер задумал картину «Арруза», которая должна была сочетать в себе как элементы игрового, так и элементы документального кино.
Предварительная работа над «Аррузой» началась в 1958-м году. На этом, первоначальном этапе создания картины, в качестве оператора был задействован все тот же Люсьен Баллард (в будущем создавший «Дикую банду» с Сэмом Пекинпой и «Настоящее мужество» с Генри Хэтэуэем). В сотрудничестве с Карлосом команда сумела снять кадры настоящей корриды в Ногалесе, Тихуане, Хуаресе, Монтеррее, Торреоне, Акапулько и в Мехико. Но несмотря на бодрый старт, проект довольно быстро забуксовал.
Янки и латиносы
Трудности с инвесторами возникли почти что в самом начале. Американские продюсеры не слишком верили в возможность успеха проекта, в котором тореадора играет тореадор. Они считали, что не стоит валять дурака — можно взять популярную кинозвезду вроде Тони Кёртиса, и без всяких проблем найти финансирование и выйти в прокат. Тем более, что жену Карлоса и так должна была играть калифорнийская актриса, жена Бадда, Дебра Пейджит (известная работами в фильме «Десять заповедей» и «Дом посторонних»). Боттичер в этом вопросе был непреклонен, но партнеры и не настаивали. Пока.
Тем не менее производство все больше и больше затягивалось и не только по причине строптивости Лос-Анджелесских бизнесменов, но и ввиду неприветливой политики мексиканских кинематографических чиновников. Так, например, профсоюз мексиканских работников киноиндустрии настаивал на том, что все члены съемочной группы, набранные в Мексике, должны получать двойную ставку, т. к. работают на англоязычном проекте. В переговорах с бюрократами из Мехико нашему герою помогал режиссер Эмилио Фернандес (обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Мария Канделария», венецианского приза за режиссуру картины «Жемчужина», а еще, ни много ни мало, прототип фигуры для статуэтки «Оскара»). Бадд Боттичер не был настроен принимать условия мексиканской стороны, т. к. это естественным образом раздувало бюджет — а независимое кино не может позволить себе необязательные перерасходы.