Найти в Дзене
Сверхъестественное

Абаасы

Оглавление

В якутском фольклоре (см. интересные факты о Якутске) этих каменных чудовищ изображали с железными зубами, живущими в лесной глуши. По мере взросления, они все больше походили на детей.

Изначально Абаасы ели растительную пищу, а позже стали охотиться на людей. Их изображают с одним глазом, одной рукой и одной ногой. Эти мифические существа наносят вред каждому человеку, насылая на него болезни и несчастья.

В якутском эпосе олонхо небесных и подземных абаасы часто называют ещё ‘адьарай’ (чудовище). Слова ‘абаасы’ и ‘адьарай’ используются как синонимы. Былинные и сказочные абаасы, в отличие от настоящих, древних, ничем не отличаются от людей, кроме физических уродств и скверного характера. Их создали великие абаасы для того, чтобы они сокращали род людской — творение “айыы” (добрых духов). Они смертны, и даже иногда могут вновь перевоплотиться в человека, если какая-либо существенная часть тела попадёт в руки родных умершего. Они подвержены всем человеческим страстям и воюют с людьми из-за обладания женщинами. От людей отличаются людоедством и уродливой наружностью, часто их представляют этакими половинчатыми людьми (одна рука, нога, глаз).

Они духи, поэтому обычно невидимы простым глазом. В тех случаях, когда они показываются человеку, они могут принимать любой облик, т.к. объединяют в себе все страхи и пороки людей. Чаще всего появляются в виде огня, большого человеческого силуэта, железного чудовища и т.п.

Все вредные и опасные вещи, животные и растения — созданы абаасы.

-2

Абаасы искушают людей на плохие поступки, преступления, внушают страхи, насылают на них страдания и болезни. Питаются душами, как людей, так и животных, поэтому от них обычно можно откупиться жертвоприношением. Если человек не дожил до 70-и лет — считается,  что его душу украли абаасы. Шаманы, лечащие больного человека, первым делом выясняют, что за абаасы причинил болезнь. Если абаасы не получится изгнать, то следует принести ему в жертву животное, душу которого как бы обменивается на душу больного человека.

Божества абаасы верхнего мира

обитающие по краям нижних небес (в западной, северной и южной частях видимого неба), в традиционных верованиях олицетворяют злое начало. В олонхо сохранился эпизод, в котором повествуется, как абаасы заселили видимые части неба, после того, как демиург создал небо:

«А в сказаньях седых времёнПрежде слыхали мы,
От предков узнали мы,
Что,кроме рода айыы,
За гранью мятежных небес,
…Летящих с запада на восток,
…Утвердились вначале времён 
Прародители девяти племён 
Верхних адьараев-абаасы. 
…Заселили весь южный край 
Завихряющихся в бездну небес
…Шаманов,оборотней,ведунов,
Кружащихся,как снеговой ураганСеверных ущербных небес.»

Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.10.

-3

Глава божеств абаасы верхнего мира — Улуутуйар Улуу Суорун Тойон (величайший великий ворон господин). Чаще его называют Улуу Тойоном (великий господин). Он отец и покровитель воронов. Сам он в традиционных верованиях представляется в основном в образе ворона. Он не показывается и не является к людям, но иногда, когда он с грохотом и рёвом проносится по Земле, он воплощается в гигантского чёрного быка или чёрного жеребцамедведя или лося. В солярном мифе, символизирующем смену времён года (конец зимы и начало весны), он в образе медведя убивает сохатого лося.

Дети его — главы девяти племён небесных абаасы, обитающие на южной части видимого неба. Наиболее важнейший среди них — Мэнгнээх Бэгийэр Бэги Суорун Тойон — бог скота. Он старший сын Улуу Тойона. Небесные абаасы имеют своих коней. Они у них вороной масти с лысиной. Вообще количество небесных абаасы сосчитать невозможно, поскольку они со времён ихпоявления размножились и стали бесчисленными. Абаасы означает понятие, которое олицетворяет угрожающую и довлеющую силу, враждебную для человека. В древности якуты в честь божеств абаасы устраивали кровавые жертвоприношения.

Духи абаасы среднего мира

Причиняют незначительный вред людям и всему живому. Средний мир преставляется одноярусным, кроме абаасы в нём обитают обитают и другие духи и боги, в основном нейтральные духи природы иччи, а также духи юёр — не нашедши упокоения души умерших.

-4

Даже с приходом христианства, страх перед абаасы сохранил своё прежнее значение. В якутских представлениях абаасы нисколько не боятся христианских верований и атрибутики, поэтому запросто могут проникать в христианские храмы, церкви, монастыри и часовни. Обряды, связанные с почитанием божеств и духов среднего мира соблюдались якутами и после принятия христианства. В современное время обряды, связанные с почитанием духов-хозяев местности и с охотой в основном сохраняются как дань традиции.

Божества абаасы нижнего мира. 

Нижний мир представляется одноярусным. Этот мир означают разрушающее начало, смерть, бедствие, болезни и всё враждебное для человека. Абаасы нижнего мира воплощаются в образах рыб илипресмыкающихся. В нижнем мире находится Бухар Додар (Бухар Додор, Бухар Дабар) — демон смерти. Божества абаасынижнего мира, как и абаасы верхнего мира, — бесчисленны. Главнейшим среди божеств нижнего мира является Арсан Дуолай.

-5

Особняком от всех божеств нижнего мира стоит нейтральное божество Кыдай Бахсы Тойон (Кытай Баксы). Абаасы его боятся. Он отличается от абаасы, хоро и айыы. Он — глава одного из восьми родов подземных божеств, покровительствующий кузнецам. Он никому не причиняет вреда, кроме тех, кто причинил вред кузнецу.

Духи абаасы нижнего мира, как духи абаасы среднего мира, когда проникают через корни мирового дерева в средний мирпричиняют незначительный вред всему живому (болезни, неприятности и т.п.).

Защита от абаасы

Убить духов абаасы не представляется возможным, поскольку они не являются живыми. В традиционных воззрениях умереть означает отправиться в мир смерти (нижний мир). Духи абаасы могут уйти сами или их могут изгнать в нижний мир, но потом они возвращаются обратно, но уже в другом обличии, в тот момент, когда человек их не ожидает.

-6

Кроме того, важным средством защиты от злых духов были колючие кусты шиповника и боярышника, которых, по мнению якутов, боялись абаасы.

Существует интересная сказка про человека и абасы:

(Записано в Оногочутском селе).

Наиболее грозные из божеств абаасы верхнего и нижнего миров могут представлять серьёзную угрозу не только обитателям среднего мира, но и космическому порядку, установленному демиургом. В одном из  мифов, добрые боги создали землю и приблизили красоту ее к красоте верхнего мира, но злой дух абаасы, "затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор". Не обошлось без его вмешательства и при создании людей. Люди были созданы из камня и помещены в специальный каменный дом, к которому был приставлен сторож, охраняющий от проникновения в дом злого духа. Абаас, все таки пробрался в этот дом подкупив стражника и облил грязью творение богов. Увидев содеянное, боги, превратили нерадивого стражника в собаку, а, людей "вывернули на изнанку", оставив внутри них эту грязь.

Вот одна из историй:

В далекие времена, когда еще не было Советского Союза, якуты жили по аласам (лесным полянам), затерявшись в непроходимой тайге. Обычно, селились семьями и близкими родственниками — посреди поля строили два балагана для зимовки и, чуть поодаль, юрту на лето. Такие мини-поселения называли «ага ууса» — если грубо перевести, то получается «отцовское родство».

Где-то в 20-х годах прошлого столетия в одном затерянном среди непроходимых лесов аласе жили две якутские семьи, дальние родственники. Было лето, почти август. И взрослые каждый день уходили косить сено, оставляя двух отроков-мальчиков дома, чтобы те следили за телятами и к вечеру встречали вернувшихся чаем. В основном, мальчики играли в заброшенном балагане весь день, время от времени присматривая за телятами. Взрослые, перед там, как уходить, обычно наказывали, чтобы те не шли за ограду в сторону древних могил. К слову, в якутских аласах почти везде можно наткнуться на «киhи унуоа» — старые, истлевшие могилы в виде маленьких брусчатых домиков, которые, вероятно, стоят несколько столетий на возвышениях.

В одно прекрасное утро родители снова ушли на сенокос, а мальчики остались играть в заброшенном балагане. В те времена игрушек не было, и дети играли всякими растениями, деревяшками, камнями и прочими дарами природы. Утром, приходя в свою привычную площадку для игр, мальчики обнаружили, что семенные коробочки ириса, которые были «коровами» для их игр, завяли. Дети решили сорвать свежие коробочки, но оказалось, что рядом с балаганом уже все сорвано, а неподалеку, за оградой бурно и маняще росли ирисы.

-7

Наплевав на табу родителей, мальчики вышли сорвать семена ирисов и осмотреться. Сорвав достаточное количество необходимого, дети решили пойти обратно, но один из мальчиков обнаружил рядом с кочкой бруснику. Забыв об играх, они начали собирать неспелую бруснику и жадно есть. Вкусив ягод, они захотели их ещё сильнее и тогда дети решили пойти чуть дальше, в сторону могил, хотя солнце уже начинало садиться. Они медленно шли, разговаривая о том, о сем, и вдруг на середине слова один из мальчиков резко замолчал. Другой, ничего не замечая шел вперед, а потом услышал пронзительный крик. Он оглянулся и увидел, как его друг стоял, подняв голову вверх, и истошно вопил. Мальчик посмотрел туда, куда смотрел его друг, и увидел длинного черного человека ростом с приличнон дерево, а глаза размером с плошку. Человек сделал шаг навстречу, и пацаны побежали обратно. Тот, который первый увидел, был коренастее и сильнее своего друга и, соответственно, бегал быстрее, второй кричал ему, чтобы тот его подождал и не бросал. Он слышал, как за спиной всего в нескольких метрах гонится «абасы» (злой дух в якутской мифологии). Первый парень споткнулся и упал, а тот, что помельче, рванул изо всех сил домой и слышал, как его зовет друг и вопит, будто его режут.

Забежав домой, мальчик упал в обморок. Очнулся, только когда пришли его родители — те ничего не заметили и поругали его за то, что тот не вскипятил воду.

Наутро мальчик вышел снова поиграть в привычное место, но его друга там не было. Он пошел в нему домой — дома были родители, которые сказали, что его друг сильно заболел: со вчерашнего вечера был в бреду, не приходил в сознание. К обеду тот мальчик скончался.