«Папа – работает, мама – красивая»; «мужчина добытчик, женщина – хранительница домашнего очага» - вот готовая формула счастья, которая большинству женщин кажется идеальной и беспроигрышной.
Это действительно хорошая, и действительно рабочая формула, но только в определенных случаях и с большими оговорками.
Кроме очевидных плюсов, бонусов и выгод этот способ взаимодействия несет в себе и риски. Система крайне хрупка и неспособна к самовосстановлению. Как только один из участников перестает выполнять свою роль, она рассыпается как карточный домик.
И в этот момент оказывается, что «папа», который развивал свою карьеру и рос в социальном плане, оказывается в выигрыше, а «мама», которая занималась только обслуживающим и репродуктивным трудом, и вследствие этого, не получила реализацию в материальном и социальном плане – остается буквально у разбитого корыта.
Женщина в этой паре никак и ничем не защищена. Ее невосполнимые ресурсы проедаются семьей (молодость, здоровье, красота, время, квалификация), а новых взять не от куда, ресурс-то был невосполнимый.
В результате, когда семье рушится такой женщине невероятно сложно начать все с нуля и построить свою жизнь заново. Внимание: я не говорю, что это невозможно. Я говорю, что это чудовищно сложно, в том числе психологически. Многие женщины ломаются психологически и уже не могут бороться.
Уход супруга из семейной системы: «мужчина добытчик, женщина – хранительница домашнего очага» для женщины равен катастрофе.
Приведу пример из недавнего прошлого: история семьи и развода Елены Романовой и Игоря Костолевского. Когда молодые люди познакомились, Игорь еще не был еще не очень известен и не слишком популярен. А вот Елена Романова была умницей, красавицей с отличным знанием английского языка, хорошей работой и женихом – американцем. У женщины были прекрасные перспективы и в плане карьеры, и в плане личной жизни.
Но Игорь сумел завоевать сердце Елены. Влюбленная пара поженилась. Родился слабый и больной ребенок, который требовал ухода. Уход упал на плечи Елены, как и весь быт.
Так и повелось. Игорь Костолевский делал карьеру, а Елена Романова занималась бытом и сыном. «Папа работает, а мама красивая». Но время шло, популярность у Игоря росла, а Елена топталась на месте в карьерном плане, посвящая всю себя мужу и сыну. Семья выглядела идеально и просуществовала двадцать лет.
Пока Игоря не угораздило встретиться с француженкой Консуэло де Авиланд. Эта женщина не была моложе или красивее Елены Романовой, скорее, наоборот (на мой вкус), но она была на порядок интереснее. Консуэло никогда не была замужем, но зато была очень реализована в карьерном смысле и очень увлечена: она увлекалась историей Российской Империи вообще и декабристами в частности. Женщина не стремилась к браку, зато могла часами говорить о своих интересах и своей работе. На Игоря Костолевского Консуэло обратила внимание только из-за того, что он сыграл Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья». Этот образ ей так понравился, что она благосклонно отнеслась и к актёру. А он был так очарован интересной и харизматичной натурой женщины, что в одну минуту перечеркнул отношения, которые длились двадцать лет.
Любовь, быт, сын, домашний очаг не смогли конкурировать с декабристами, свежими впечатлениями и романтикой.
Консуэло де Авиланд получила своего личного декабриста, Игорь Костолевский новый мир в лице женщины, которая всю жизнь занималась только своими увлечениями, а Елена Романова – разбитую самооценку и сломанную психику.
После неожиданного развода, женщина слегла с тяжелой депрессией. Сын Алексей, и так болезненный и эмоционально нестабильный, ушел в секту и сломал себе жизнь.
Сейчас мать и сын живут на деньги от сдачи одной из квартир. Елена Романова так и не восстановилась после этого удара.
А Игорь счастлив с новой музой и с удовольствием участвует в ее начинаниях и разделяет ее увлечения. Консуэло де Авиланд тоже счастлива. Ее хорошая жизнь стала еще лучше и интереснее.
Плохо лишь Елене, которая всю себя принесла на алтарь семьи, отказалась от своих увлечений и своей самореализации, и в итоге оказалась не нужной.
Ситуация трагичная. Консуэло де Авиланд просто жила и наслаждалась жизнью, она не стремилась разбить семью, так как вообще изначально была противницей брака.
Игорь Костолевский просто полюбил еще раз, теоретически, человек может это сделать.
А Елена Романова просто была женой и матерью, честно и вдохновенно выполняла свою часть патриархальной сделки и верила, что условия этой сделки никогда не изменятся. Она отдала всю себя, но ничего не оставила про запас. Это тоже выбор. Никто не заставлял.
Все правильно, но почему же так грустно…
Чтобы не разделить участь Елены нельзя отказывать себе в самореализации, нельзя растворяться в мужчине, нельзя забывать о себе. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих собственных.