Вы слышали легенды про чудь белоглазую? А ведь дыма без огня нет. В Суксунском районе, где добывали руду, где были демидовские заводы, их зовут чудины, чучварки. В Коми-пермяцком округе - чудь. А порой - дивьи люди.
По преданиям древний народ противостоял пришельцам, не желал креститься, строил земляные крепости. Если не удавалось победить, прятался в лесах или убивал себя. В Кудымкаре слышала легенду, как чудь ушла под землю: вырыли огромную яму, поставили земляную крышу на столбах, подрубили столбы и погребли весь свой народ вместе с сокровищами. Там же слышала, как чудь появляется в деревнях до сих пор. Их описывают как очень маленьких людей с белыми волосами и белыми глазами - от того и чудь белоглазая. Их еще называют "дивьи люди" - не отсюда ли название пещеры в Пермском крае "Дивья", где огромные гроты, где, действительно, можно было бы жить или прятаться. В поселке Афанасьево Кировской области сохранилось предание: "И когда стали появляться по течению Камы другие люди, эта чудь не захотела общаться с ними. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег". А в поселке Гайны Пермского края жители покажут вам место, куда ушла чудь. Там охотники приведут к необычным бездонным колодцам, заполненным водой. Их считают чудскими, ведущими в подземный мир, поэтому воду из них никогда не берут. Чудь хранит подземные богатства.
Это народец, который обладал знаниями и умениями в обработке металла.
Чудские древности Рифея
***
Первые упоминания о чуди есть в Лаврентьевской летописи. Там сообщается, что в 859 г. варяги покорили чудь и славян. В Есиповской летописи читаем: "Прежде бо живяще Чюдь по всей Сибирской земле". Но, начиная с XIV века упоминаний о чуди в летописях вы не найдете - пропали. В "Книге Коляды" описывается противостояние Сварога и Дива. Результат - дивьи люди и чудь заточили под Уральскими горами.
***
Дальше - еще интереснее. Немецкий ученый, естествоиспытатель, путешественник, Петр Паллас, состоял на русской службе много лет с 1767 по 1810г. Он был на Кукушевском медном руднике в районе реки Уя (Южный Урал). В своих заметках ученый пишет: в горах сохранились чудские копани, в которых "просматривалась медная жила с серебросодержащей рудой". Ему в петровские времена вторил монах Лот из Долматовского монастыря - вспоминал о женщине из улуса царевича Рючюка, та рассказывала, что в этих местах "в древних летах иные люди <...> "означенную руду копали и плавили, и действительно из оный золото и серебро получали и всякие из того вещи делали; а также вещи около Исету и прочих местах". И назвала та женщина "оный народ" чуды, а "в их могилах или кладбищах и поныне находится".
Более того, Урал осваивали Василий Никитич Татищев и директор горных заводов Георг Вильгельм де Геннин. Де Геннин описывал, как он увидел, что в могиле: "Лежало мертвое тело на золотой выбитой тонкой доске, а поверху ево платья накладено было золотыми тонкими листами, выбитыми толстою бумаги, всею золота с пуд". Замечу, что чудь белоглазую местные жители, как и скандинавских гномов, воспринимали как рудных мастеров и хранителей подземных богатств. Приписывали им невероятные способности, которые мы сейчас называем телепатией.
Еще в советские времена (1979 год) В 1979 г. в журнале "Уральский следопыт" есть публикация о чудской княгине. Привожу отрывок из этой статьи:
"Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди её сверкали золотые украшения. "Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы".
В ХХ веке этнограф Николай Евгеньевич Ончуков, уроженец Сарапула (1872-1942) собирал сведения о чуди. Он считал, что дивьи люди (чудь белоглазая) живут под землей на территории Урала, могут выходить на поверхность земли, если в этом есть необходимость. Правда, ему описывали людей темнокожих со сверкающими белоснежными глазами.
***
Константин Дмитриевич Носилов, исследователь Урала и русского Севера, Описывает почти телепатическую связь с Белым Стариком, который читал мысли, неожиданно появлялся и исчезал, помогал людям, находящимся в опасности. Замечу, что Носилов - писатель-реалист.
***
Но это все во времена давние. Однако и в наше время упоминания о чуди белоглазой/чудинах не забылись.
Однажды, когда шла прямая линия с президентом России, один из присланных ему вопросов был: "Куда делся народ чудь?" Путин тогда сказал: "Ассимилировался в основном. Но я уверен, что он еще не исчез окончательно". А во время переписи 2010 г. в Пинежском районе проживает около 200 человек в графе "национальность" написали "чудь". А вот и свидетельство жителей Суксунского района Пермского края, которые называют необычный народ чучки, чучеварки, даже деревня там есть Чучеварка. Правда, говорят они о маленьком темноволосом народце, который тоже ушел под землю. И место показывают, где это произошло. Мы там были. Видели старинные шурфы рудознатцев, которых во времена Демидова было очень много.
Карельский этнограф Алексей Попов в одном из интервью рассказывал:
"Зная множество подобных историй, всегда относился к ним с изрядной долей скепсиса. Пока в конце лета 2012 года не произошел случай, заставивший меня поверить в реальное существование в горах или под землей этого мифического народа. <...> Получил письмо с фотографией от одного этнографа, который в летние месяцы подрабатывает экскурсоводом на теплоходе по маршруту Кемь — Соловки. <...> На фото была изображена скала, в которой угадывались очертания крупной каменной двери. <...> Летом 2012 года он вместе с группой туристов проплывал мимо одного из островов архипелага Кузова. <...> Вдруг одна из туристок истошно закричала, показывая рукой на берег. Вся группа тут же устремила свой взор на скалу, на которую указывала женщина. <...> Туристы успели увидеть, как в скале закрывается огромная (три метра на полтора) каменная дверь, пряча за собой силуэт маленького существа. Экскурсовод буквально сорвал с шеи фотоаппарат и попытался сделать несколько снимков. К сожалению, затвор его фотоаппарата защелкал, когда оставался виден лишь силуэт каменной двери. Через секунду пропал и он. Это был первый случай массового наблюдения места входа в подземелья чуди. После этого события сомневаться в реальности существования в скалах и под землей этого легендарного народа не приходиться!"
***
Однажды я сама в пещере услышала шепот, который шел из вертикального колодца, куда спустились друзья. Думала, они поднимаются, но когда поняла, что - нет, не то, чтобы испугалась, но стало не по себе. Спелеологи часто рассказывают о белом спелеологе, о Белой даме, о таком шепоте, о появлении белых фигур и т.д. Понимаешь, что это туристический фольклор, но когда сталкиваешься с подобными вещами, страшновато... Маленькую человеческую фигуру в пещере видел мой знакомый. Долго не рассказывал об этом. Боялся - засмеют. Об этом я как-нибудь расскажу отдельно.
Истории про шепот в старых штольнях, пещерах, шахтах до сих пор будоражат воображение. Да и шепот люди продолжают слышать... Такие рассказы и сегодня можно услышать от гидов в экскурсионных пещерах.
Мой прадед еще до революции работал на мраморных и угольных разработках, на золотых приисках и добыче никеля на Урале. Был управляющим заводов, его дети стали горняками. Поэтому про "говорящие" штольни в детстве неоднократно слышала от деда.
Очень любила забраться в кресло деда и требовать: "Расскажи, как ты с братом Шурой по горам ходил (или по штольням-рудникам) . Дед рассказывал, как сказку, вспоминая разные легенды и былички тех мест, где вырос - Верхний Уфалей. Часто читал мне Бажова.
Хорошо помню, как дед таинственным шепотом рассказывал: "Подходим мы с Шурой к заброшенной штольне, сели на камень, разговариваем - вдруг слышим голоса, будто кто-то шепчет. Решили, что это малахитчики. Так называли тех, кто яшму и малахит в старых выработках искал. Ждем, когда они появятся. А нет никого. И шепот не умолкает. Вспомнили, что местные говорили и про Хозяйку, и про маленьких человечков"...
Дальше дедушка заворачивал какой-нибудь увлекательный сюжет. А я в следующий раз просила: "Деда, расскажи, как вы с братом Шурой услышали шепот из шахты/штольни и увидели гномов". И начиналась очередная сказка.
Когда подросла, то про шепот из штольни не забыла, спросила у деда. Он мне объяснил так:
"Такие легенды существуют. Рабочие на папиных заводах рассказывали. Некоторые связывали его с предупреждением об обвале, осыпи. Кто-то говорил - Хозяйка так к себе заманивает. Есть легенды и про чудь белоглазую, что под землю ушла. Шепот я сам слышал. Если доведется тебе бывать на выработках или в пещерах, может, тоже услышишь. Не знаю точно, как это объяснить. Если это предвестник обвала или осыпи, возможно, в подземной полости, где порой звуки усиливаются, за несколько дней до аварии треск смещающихся пластов или легкое осыпание породы дает такой акустический эффект. Если в шахте люди часто при входе в нее слышат звуки, похожие на тихий разговор людей, то тут, мне кажется, "эффект раковины". Ракушку прикладываешь к уху - слышишь шум моря. В шахте или штольне есть извилистые ходы, перегородки, перепады высот - как в огромной раковине. А, может колебания воздуха создают шорохи из-за ветра или перепада температур снаружи и внутри. Ну а дальше наш мозг "додумывает" то, что ухо услышало, рождаются легенды".
Дед увидел мое разочарованное лицо (видимо, очень хотелось услышать что-то невероятное) - и неожиданно заметил: "А вообще мы очень многого еще не знаем, с помощью науки далеко не все можно объяснить.
Так оно и есть. Все не объяснишь. И легенды о народце, который ушел под землю, просто так "не спишешь", сказкой не назовешь.
Вот что пишет журнал "Наш Урал" про гору Таганай, вершина которой напоминает причудливый зАмок:
"Здесь раз в сто лет земля в одну из ночей раскрывается, и выпускает своих обитателей. И именно здесь, в сакральном месте Таганайской горы существуют Священные Врата, открывающие путь в параллельные миры (раз в 3000 лет), где проводили соответствующие обряды древние жрецы легендарного города Аркаима. Марина Середа, научный сотрудник, обладает большим запасом историй туристов о встречах с "маленькими человечками" в горах Таганая, и как оказалось, встреча с чудью для человека может окончиться непредсказуемо. К тому же довольно интересным является то обстоятельство, что большинство пациентов, попадающих в психиатрическое отделение из Таганая, обязательно упоминают о каких-то низкорослых существах. Сообщения о встречах с таинственными обитателями уральских пещер поступают и в наше время".
Говорят и о колоссальном туннеле в скалах, где слышится непонятный шепот, шелест, и ощущается непонятная тревога. И - уже в который раз люди упоминают о том, что видели странных существ маленького роста...