Найти тему
ВираВита

Работник против начальника: за свои права стоит бороться

Выплаты и компенсации людям с профессиональным заболеванием

Если факт профессионального заболевания доказан актом медико-социальной экспертизы, то работник имеет право:

- на единовременную и ежемесячные выплаты из Фонда социального страхования РФ;

- оплату временной нетрудоспособности;

- выплату от предприятия по отраслевому соглашению или коллективному договору (если таковое имеется);

- компенсацию расходов на лечение и реабилитацию;

- доплаты к основному соц. пособию или пенсии;

- компенсация морального вреда.

Российское законодательство не ограничивает права застрахованных на возмещение морального вреда здоровью сверх гарантированных компенсаций.

Конфликт с работодателем стоит перенести в зал судебных заседаний
Конфликт с работодателем стоит перенести в зал судебных заседаний

Примеры из практики

Бывшие работники АО «Алтай-Кокс» Р. и М. обратились в суд с иском к «Алтай-Кокс» о возмещении морального вреда здоровью.

Работнику Р. факт профессионального заболевания подтверждён актом от 2002 года – 10% утраты профессиональной работоспособности бессрочно (двусторонняя хроническая тугоухость).

Работнику М. профессиональное заболевание установлено в 2018 году – 30% утраты профессиональной работоспособности бессрочно (хронический бронхит).

Оба работника заявили о моральных страданиях в результате полученного заболевания. Так, Р. говорил о трудностях в отношении с окружающими из-за тугоухости, ухудшившемся общем состоянии. М. упоминал утрату физического и психологического благополучия.

Истцы просили суд взыскать с виновника АО «Алтай-Кокс» 350 000 (истец Р.) и 500 000 (истец М.)

Представитель ответчика возражал, пояснив, что работодатель по коллективному договору выплатил работникам М. и Р. компенсации морального вреда в установленном порядке.

Суд, изучив обстоятельства дела, согласился с доводами истцов. По решению суда, нарушитель АО «Алтай-Кокс» обязан выплатить компенсацию морального вреда бывшим работникам.

Таким образом, работник с доказанным фактом профессионального заболевания может получить компенсацию морального вреда, даже если уже получил выплату из ФСС и от работодателя по коллективному договору.

Суд традиционно для российской практики уменьшил размер компенсации с 350 000 рублей до 120 000 рублей и с 500 000 до 200 000 рублей.

Или история спора бывших работников ПАО «Иртышское пароходство» с руководством. Женщина, повар на судне, отработала 28 лет в условиях шума, вибрации, качки и крена судна. Установлено профессиональное заболевание «Вибрационная болезнь I степени» с 10% утраты трудоспособности. Мы просили суд взыскать с работодателя 300 000 рублей морального вреда здоровью. Ещё один клиент – штурман речного судна. Тридцать лет работы в тех же условиях, и вибрационная болезнь IIстепени с 30% утраты работоспособности. Наше требование – 400 000 рублей компенсации морального вреда.

Работодатель пытался заверить суд, что не имел возможности влиять на улучшение условий труда, но снабжал работников бесплатным молоком, предоставлял дополнительный отдых. И даже готов был заплатить заболевшим из-за работы… 10 882 рублей и 32 436 рублей соответственно.

Аргументы работодателя не убедили судью. Руководству Иртышского пароходства пришлось заплатить, но сумму гораздо меньшую – 70 000 рублей женщине-повару и 180 000 бывшему штурману.

Дмитрий Пестов, ведущий специалист Центра возмещения вреда жизни и здоровью
Дмитрий Пестов, ведущий специалист Центра возмещения вреда жизни и здоровью

Дмитрий Пестов, ведущий юрист Центра возмещения вреда жизни и здоровью:

Государство слабо понуждает руководство и владельцев предприятий обеспечивать безопасные условия труда. Поэтому не стоит рассчитывать на работодателя в содействии установления профзаболевания, в российской действительности такой работодатель – птица редкая.

Мало кто из сегодняшних владельцев бизнеса готов расстаться с прибылью на свой «отработанный» ресурс.

Профосмотры, призванные вовремя выявлять признаки заболевания, чаще всего выполняются на деньги того же работодателя, поэтому ждать независимой медицинской оценки не стоит.

Помня о том, что, потеряв здоровье, компенсировать ущерб ваш работодатель не поторопится, взвесьте риски и выгоду труда в такой организации. Устраиваясь на работу, выясните, с какими рисками для здоровья связана его профессиональная деятельность. Требуйте безопасных условий работы. Если это невозможно, тогда придётся сделать выбор – остаться в ущерб здоровью или поискать другое место работы.

В сегодняшних условиях молодые люди не задерживаются на одном рабочем месте долго, как их родители и более старшее поколение – по тридцать лет на производстве. Максимум 3-5 лет. Поэтому риск получить профессиональное заболевание объективно снижается. Но даже в этом случае, надо быть внимательнее к условиям труда.

В нашей практике бывают случаи, когда люди обращаются за юридической помощью, потому что не могут сами доказать своё право на компенсацию за утраченное здоровье. А большинство не знают ничего о своих правах на получение выплат. Кто-то знает о своей болезни, но скрывает это из-за страха потерять рабочее место.

Что делать, если вы работаете во вредных условиях и чувствуете недомогание?

Основные вредные факторы производства:

- шум;

- вибрация;

- пыль;

- высокая ли низкая температура воздуха;

- высокая влажность;

- яды, едкие химические веществ и пр.

Если вы, работая с какими-то из этих факторов, чувствуете недомогание или получили травму на производстве – вам стоит обратиться к профпатологу.

Не затягивайте визит к профпатологу
Не затягивайте визит к профпатологу

Профпатолог – это специалист, который устанавливает возможную взаимосвязь заболевания с вашей профессиональной деятельностью. А в случае, если такая связь будет установлена, вы сможете рассчитывать на дополнительные гарантии страховых выплат и возмещение морального вреда здоровью.

Промедление грозит необратимыми для здоровья последствиями. Своевременное обращение поможет полному выздоровлению. И, кроме того, с большой вероятностью заставит работодателя принять меры к устранению вредных условий труда.

А главное препятствие в лечении профпатологи – это как раз невозможность установить достоверную взаимосвязь между профессиональной деятельностью и развитием болезни.

Спасение здоровья работника – дело рук самого работника. Пока, увы, это так. Но чем активнее работник будет отстаивать свои права, не пугаясь судебной тяжбы, тем больше вероятность того, что работодателю будет выгоднее обеспечить безопасные условия труда.

Дмитрий Пестов, ведущий юрист Центра возмещения вреда жизни и здоровью:

Профессиональное заболевание появляется у работника не ранее чем через 10 лет работы с вредными факторами. К нам иногда обращаются люди, получившие диагноз профессионального заболевания 20-25 лет назад. Срока давности по таким делам нет. Если у человека сохранилось заключение комиссии и предприятие живо до сих пор, будет правильным обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда здоровью. Суды в таких случаях становятся на сторону бывшего работника.

Другое дело, что сумма компенсации по профессиональным заболеваниям неизменно занижается. Судьи при определении размера компенсации руководствуются «требованиями разумности и справедливости» - в этой формулировке нет ни ясности, ни чёткости. Что понимает под справедливостью судья, определяя 70 000 рублей компенсации человеку, потерявшему здоровье? Большой вопрос.

А что такое «разумность» - 70 000 рублей? Беспокойство за устойчивость финансового положения предприятия? Для таких фирм, как «Алтай-Кокс», эти суммы незаметны. В суде «Алтай-Кокс» даже не спорит с бывшими работниками, платит по решению суда. Но вредные условия работы не меняет на безопасные. Выгоднее платить по судебным искам, чем менять технологию.

Сравнение с европейской практикой будет явно не в пользу России. Для получения компенсации человеку надо идти в суд – львиная доля споров разрешается мировыми соглашениями. Государство в этом случае имеет арсенал экономических инструментов давления на владельцев предприятий и гарантирует защиту маленькому человеку.

Можно ли изменить положение? Трудно, но – да. Нужны независимые профсоюзы. Те, что есть сегодня в крупных компаниях, не защищают работника, а играют на стороне работодателя.

Нужна активность самих работников. Трудовое законодательство в России сегодня всё ещё можно назвать социальным. И стоит требовать от работодателя соблюдать закон. Обращаться в суд. Чем больше исков – тем ощутимее финансовые потери работодателя.

«Замолчать» проблему – невыгодная со всех сторон позиция. Здоровье вернуть невозможно, а нездоровье обойдётся дороже во всех смыслах.

Берегите себя, подписывайтесь на наш канал, чтобы знать о своих правах. Нам нужны ваши лайки!