14,1K подписчиков

2МВ: советские фронтовые бомбардировщики

1,9K прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Наиболее многочисленными в ударной авиации всех стран во 2-й мировой войне являлись средние бомбардировщики (в СССР их называли «фронтовыми»). Эти (как правило, двухмоторные) самолеты уступали тяжелым бомбардировщикам и по дальности полета, и по бомбовой нагрузке, которую они способны были поднять. Зато их производство обходилась дешевле, а постройка протекала более быстро, что позволяло в относительно короткий срок обеспечить авиацию значительной массой ударных самолетов. К тому же и дальность полета, и бомбовая нагрузка этих машин все же были не слишком маленькими, и так называемые «фронтовые» бомбардировщики были способны наносить удары не только по ближним целям в прифронтовой полосе, но и по довольно удаленным тыловым объектам противника. Фактически средние бомбардировщики являлись универсальными, «гибкими» ударными самолетами 2-й мировой войны, дальность полета которых напрямую зависела от того, сколько бомбового груза принято на борт, а мощь наносимого удара – от того, насколько далеко расположена цель.

Несмотря на то, что ВВС СССР располагали многочисленной тяжелой дальней авиацией, размещенной в большинстве в глубине своей территории, вдали от границы, основную массу советской ударной авиации составляли все же именно фронтовые бомбардировщики. На день начала Великой Отечественной войны (22.06.1941 г) в Военно-Воздушных Силах Советского Союза числилось около 8.400 бомбардировщиков, из которых 3.888 находились вблизи западных границ страны. И подавляющее большинство из этих находившихся в непосредственной близости к противнику ударных самолетов являлись именно средними бомбардировщиками.

Скоростной бомбардировщик СБ-2

Наиболее многочисленными в ударной авиации всех стран во 2-й мировой войне являлись средние бомбардировщики (в СССР их называли «фронтовыми»).-2

Конструкция, производство:

Двухмоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1935 – 1941 гг. Всего построен 6.831 самолет (еще 130 таких бомбардировщиков изготовлено по лицензии в Чехословакии).

ТТХ СБ-2 М-100А (с 1936 г):

Двигатели: 2 М-100А по 860 л.с. каждый. Максимальная скорость: 423 км/ч. Потолок: 9.560 м. Дальность: 1.500 км (с бомбами – 1.200 км). Вес пустого 4.060 кг; вес взлетный: 5.732 кг. Вооружение: 4х7,62-мм пулемета (2 вперед, 1 назад вверх, 1 назад вниз). Бомбы 600 кг. Экипаж 3 человека.

ТТХ СБ-2 М-103 (с 1939 г):

Двигатели: 2 М-103 по 960 л.с. каждый. Максимальная скорость: 450 км/ч. Потолок: 7.800 м. Дальность: 2.300 км. Вес пустого 4.768 кг; вес взлетный: 7.880 кг. Вооружение: 4х7,62-мм пулемета. Бомбы 600 кг. Экипаж 3 человека.

Боевые качества:

В момент своего появления СБ-2 был одним из лучших средних бомбардировщиков Европы: недаром Чехословакия купила лицензию на его производство. СБ очень успешно участвовал в гражданской войне в Испании: советские бомбардировщики действовали там фактически безнаказанно – ведь до появления первых немецких Мессершмиттов Bf.109 за ними не мог угнаться ни один истребитель.

Однако, хотя эти машины хорошо проявили себя в Испании, к 1939 году уже во многих странах появились новые скоростные истребители, оторваться от которых за счет скорости у СБ теперь не получалось. Халхингольские бои показали, что век СБ-2 неизбежно подходит к концу – он перестает быть «скоростным»; а довольно слабое оборонительное вооружение, которое раньше СБ почти не требовалось, теперь, когда бомбардировщик стали нагонять истребители, оказалось неважной защитой в бою. В схватках с японскими Ki-27 «эсбэшки» стали нести серьезные потери, и их пилотам пришлось требовать сопровождения сильным истребительным эскортом. К началу же Великой Отечественной войны СБ-2 окончательно устарел: новейшие модификации Мессершмиттов просто не оставляли этим бомбардировщикам шансов…

Боевое применение:

К началу Великой Отечественной войны СБ-2 являлся основным и самым многочисленным средним бомбардировщиком советских ВВС. Однако уже в первые дни войны советская авиация потеряла в воздухе и на земле огромное количество самолетов, многие из которых были именно бомбардировщиками СБ. Новые версии Мессершмиттов теперь легко нагоняли СБ-2, и отбиться от их атак своим слабым стрелковым вооружением бомбардировщик уже не мог. Это вынудило советское командование использовать «эсбэшки» в основном по ночам, когда немецким истребителям было нелегко их обнаружить. В связи с устарелостью этой машины производство СБ в том же 1941 году было прекращено. Тем не менее, из-за возникшей в связи с большими потерями нехватки ударной авиации остававшиеся во все меньших количествах СБ использовались вплоть до начала 1943 г (последним сражением в котором действовали СБ-2, стала Сталинградская битва).

Пикирующий бомбардировщик Ар-2

Наиболее многочисленными в ударной авиации всех стран во 2-й мировой войне являлись средние бомбардировщики (в СССР их называли «фронтовыми»).-3

Конструкция, производство:

Двухмоторный цельнометаллический пикирующий моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1940 – 1941 гг. Всего изготовлено около 200 самолетов. В войсках Ар-2 получил прозвище «Арочка».

ТТХ Ар-2:

Двигатели: 2 М-105Р по 1.100 л.с. каждый. Максимальная скорость: 480 км/ч. Потолок: 10.100 м. Дальность: 1.500 км. Вес пустого 4.430 кг; вес взлетный: 6.650 кг. Вооружение: 3-4х7,62-мм пулемета. Бомбы 600 кг. Экипаж 3 человека.

Боевые качества:

Бомбардировщик Ар-2 являлся развитием конструкции самолета СБ-2, приспособленной для бомбежки на пикировании. Самолет обладал многообещающими возможностями, однако конструктивные недостатки винтомоторной группы помешали самолету достичь требуемой руководством ВВС скорости. Командование не стало дожидаться, когда инженеры усовершенствуют конструкцию Ар-2; его производство прекратили ради расширения выпуска более скоростного пикировщика Пе-2. Между тем по некоторым боевым параметрам Ар-2 превосходил «Пешку»: на пикировании он мог сбрасывать бомбы как с подкрыльевых подвесок, так и из фюзеляжа (Пе-2 в пикировании использовал только подкрыльевые подвески, что уменьшало «силу бомбового залпа»).

Боевое применение:

К моменту нападения Германии на СССР советские ВВС успели получить и освоить 164 бомбардировщика Ар-2; из них в приграничный военных округах находились 147 самолетов. В условиях отступления Красной Армии и почти постоянного отсутствия истребительного прикрытия бомбардировщики Ар-2 понесли в воздухе и на земле огромные потери. К концу 1941 года они составили 95 Ар-2 (это 2/3 от самолетов этого типа, имевшихся в ВВС накануне войны, и практически 50% от всего числа выпущенных до конца производства «Арочек»)! Тем не менее, оставшееся количество Ар-2 продолжали использовать и в 1942, и даже в 1943 гг. (последнее сражение, в котором «засветились» уже единичные Ар-2 - это Кубанская битва весны 1943 г.).

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Наиболее многочисленными в ударной авиации всех стран во 2-й мировой войне являлись средние бомбардировщики (в СССР их называли «фронтовыми»).-4

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Создавался как тяжелый истребитель сопровождения дальних бомбардировщиков, но в связи с изменением взглядов на роль авиации в условиях надвигающейся войны был срочно переделан в пикирующий бомбардировщик. Серийное производство: 1940 – 1945 гг. Изготовлено 11.202 экземпляра Пе-2 (без учета тяжелых истребителей Пе-3, о которых речь пойдет отдельно).

ТТХ 1-й серии (1941 г):

Двигатели: 2 М-105Р по 1.100 л.с. каждый. Максимальная скорость: 540 км/ч; потолок: 8.800 м; дальность: 1.300 км (с 600 кг бомб). Вес пустого 5.950 кг; вес взлетный: с нормальной нагрузкой 7.540 кг, с максимальной – 8.500 кг. Вооружение: 4х7,62-мм пулемета ШКАС (2 неподвижных – вперед; 1 вверху у штурмана и 1 внизу у стрелка – назад). Бомбы: от 600 кг (нормальная нагрузка) до 1.000 кг (максимальная нагрузка). Из них на внутренней подвеске – 600 кг, на внешней – 400 кг. Экипаж 3 человека.

ТТХ 110-й серии (1942 г):

Двигатели: 2 М-105РА по 1.100 л.с. каждый. Максимальная скорость: 515 км/ч; потолок: 8.000 м; дальность: 1.250 км (с 600 кг бомб). Вес взлетный: с нормальной нагрузкой 7.775 кг, с максимальной – 8.715 кг. Вооружение: 3х12,7-мм + 2х7,62-мм пулемета (2х12,7-мм неподвижных – вперед; 1х12,7-мм вверху у штурмана, и 2х7,62-мм ШКАСа внизу и в бортах у стрелка – назад). Бомбы: от 600 до 1.000 кг. Экипаж 3 человека.

ТТХ 205-й серии (1944 г):

Двигатели: 2 М-105РФ по 1.210 л.с. каждый. Максимальная скорость: 527 км/ч; потолок: 8.200 м; дальность: 1.220 км (с 600 кг бомб). Вес пустого 6.200 кг; вес взлетный: с нормальной нагрузкой 8.405 кг, с максимальной – 8.805 кг. Вооружение: 3х12,7-мм + 2х7,62-мм пулемета. Бомбы: от 600 до 1.000 кг (максимальная нагрузка). Экипаж 3 человека.

Боевые качества:

На начало войны Пе-2 был самым скоростным и маневренным бомбардировщиком ВВС СССР, способным не только оторваться от преследования противника, но в случае необходимости провести с ним воздушный бой. Однако кроме достоинств Пе-2 имел и серьезные недостатки. Он был сложен в пилотировании; на разбеге при взлете его тянуло на разворот, при посадке на пониженной скорости самолет мог внезапно «провалиться», а при торможении скапотировать – все это часто приводило к авариям. Недостатком являлось и то, что бомбометание в пикировании было возможно только с наружной подвески. Кроме того, для бомбардировщика, предназначенного для точечного поражения целей на глубоком пикировании, в СССР почти не имелось летчиков, обученных таким действиям (обучение в этом направлении просто не велось). Из-за этого вплоть до самого конца войны основная масса Пе-2 вела бомбометание с горизонтального полета, в лучшем случае – с пологого пикирования, что значительно снижало точность и эффективность ударов.

На протяжении войны Пе-2 постепенно совершенствовался, что привело к появлению множества серий, несколько отличавшихся друг от друга. Наиболее существенными были изменения, проведенные на 110-й и 205-й сериях. На 110-й серии (выпускалась с июня 1942) шкворневую пулеметную установку штурмана заменили на экранированную турельную башню с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом (правда, нарушившая аэродинамику башня заметно снизила скорость «Пешки»). Кроме того, усилили бронезащиту самолета и оснастили бортстрелка дополнительным переносным пулеметом ШКАС, который можно было перебросить с борта на борт за 30 секунд. А на 205-й серии (1944 г) установили более мощные моторы, а так же значительно улучшили аэродинамику самолета путем тщательной герметизации и установки обтекателей на щитках пикирования.

Боевое применение:

К началу войны (22.06.1941 г) было изготовлено 490 Пе-2, из которых около 180 самолетов уже поступили на вооружение приграничных авиачастей, и приняли участие в боях с первого же дня войны. Наличие в войсках Пе-2 было особо ценным потому, что этот быстроходный и довольно маневренный самолет оказался единственным советским бомбардировщиком, способным действовать днем в условиях превосходства в воздухе противника. А после сброса бомб Пе-2 мог не только избежать перехвата, но в случае необходимости был способен вести воздушный бой. Тем не менее, несмотря на боевые достоинства «Пешки», эти самолеты несли существенные потери – в первую очередь в авариях из-за описанных выше трудностей при пилотировании. Но благодаря широкому строительству уже в 1942 году Пе-2 стал основным и самым массовым самолетом советской бомбардировочной авиации, практически полностью заменив устаревший СБ-2, и сыграл важную роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Этот самолет применялся как бомбардировщик, разведчик, истребитель (его не использовали только как торпедоносец). Пе-2 воевали на всех фронтах, и в морской авиации всех флотов.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2

Наиболее многочисленными в ударной авиации всех стран во 2-й мировой войне являлись средние бомбардировщики (в СССР их называли «фронтовыми»).-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1942 – 1947 гг. Всего изготовлено 2.527 экземпляров (до конца войны – 1.216 самолетов).

ТТХ версии Ту-2С:

Двигатели: 2 АШ-82ФН по 1.850 л.с. каждый. Максимальная скорость: 547 км/ч; потолок: 9.500 м; дальность: от 2.020 км до 2.200 км (в зависимости от бомбовой нагрузки). Вес пустого: 8.280 кг; вес взлетный нормальный: 10.538 кг; вес взлетный максимальный: 11.768 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки (вперед), 3х12,7-мм пулемета назад (на ранней серии 1942 г – 3х7,62-мм ШКАСа). Бомбы: от 2.000 кг (нормальная нагрузка) до 3.000 кг (максимальная нагрузка). Подкрыльевые неуправляемые ракеты: 10хРС-132. Экипаж 4 человека.

Боевые качества:

Ту-2 – один из лучших советских бомбардировщиков военного времени. Он вдвое, а при необходимости даже втрое превосходил Пе-2 по бомбовой нагрузке, имел более высокую дальность полета, и более мощное оборонительное вооружение. К тому же Ту-2 мог уверенно продолжать полет на одном моторе, сбрасывать бомбы на пикировании не только с подвесок, но и из фюзеляжного бомбоотсека, а его моторы воздушного охлаждения отличались высокой живучестью. Особо ценной была способность Ту-2 нести до трех бомб самого крупного для того времени веса в 1000 кг, и возможность сбрасывать их на цель на пикировании. Практически единственным недостатком этого самолета был плохой обзор из кабины штурмана, мешавший ему ориентироваться в пространстве.

Боевое применение:

Опытный самолет «103», впоследствии получивший обозначение Ту-2, совершил первый испытательный полет в январе 1941 года. Но началу серийного выпуска этой машины в том году помешало начало войны, широкомасштабная эвакуация авиационных предприятий и срыв выпуска моторов АМ-37, предназначавшихся для Ту-2. В результате самолет пришлось перерабатывать под другие моторы (АШ-82), и серийное производство Ту-2 началось только в конце лета 1942 г. Первые 60 бомбардировщиков попали на фронт осенью 1942 (ими был оснащен 132-й ОБАП), и фронтовые летчики сразу высоко оценили боевые качества Ту-2. Однако именно в это время правительство приняло ошибочное решение о снятии Ту-2 с производства ради расширения выпуска истребителей Як-9. Лишь в июле 1943 серийное производство Ту-2 было возобновлено в виде улучшенной версии Ту-2С. Поэтому массово Ту-2 стали поступать в войска только в конце 1943 - начале 1944 гг. К 1945 г на Ту-2 были полностью перевооружены 6-й Авиационный корпус и 113-я Отдельная бомбардировочная дивизия резерва ВГК. Всего из 1.216 выпущенных за войну Ту-2 на фронт успели попасть около 750-800 самолетов этого типа.

2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики

2МВ: советские «самолеты поля боя» (01)

2МВ: советские «самолеты поля боя» (02)

2МВ. ВВС СССР: истребители 1941-1942 гг. (1)

2МВ: Бомбардировщики Германии начала войны (1939-1941 гг.)

2МВ: советский подводный флот. Большие подлодки

2МВ: советский подводный флот. Средние подлодки

2МВ: советский подводный флот. Малые и «иностранные» подлодки

2МВ: советский подводный флот. Подводные минные заградители

2МВ: советский подводный флот. Боевая результативность

2МВ: самые результативные подлодки СССР

Бронеавтомобили РККА