Всем доброго дня!
Прежде чем начать рассказывать вам о древней цивилизации индейцев майя, я перелопатила немало статей, вспоминая услышанное и увиденное во время недавнего путешествия в Мексику. С удивлением я обнаружила множество расхождений официальных источников с рассказами гидов. Какие-то моменты, очень зацепившие меня, я до сих пор не могу найти в интернете (никаких подтверждений тому, что я слышала). Здесь возможны два варианта: наш гид обладал уникальным для Мексики образованием – он дипломированный специалист и преподаватель истории религий, читающий сейчас лекции в одном из университетов страны. Он рассказывал нам то, что изучал на протяжении многих лет. Согласитесь, темы древних цивилизаций очень близки к его специализации, а объем изученного материала несопоставим с тем, что мы можем вскользь просмотреть и прочитать, как любители… Возможна и другая версия: начав суховатую лекцию о древних племенах, сменявших друг друга на будущих территориях майя, и, решив заинтересовать слушателей, он стал добавлять в рассказ местные легенды, байки, слухи – все то, что добавило его рассказу жизни. Именно поэтому было так интересно его слушать: мистика и тайны - 2 вещи, которые присущи любому древнему народу!
Древний город майя – Чичен-Ица. Я находила разные даты его основания: середина 5/или середина 6 века нашей эры. В период расцвета – в 10-11 веках, население города насчитывало около 30 000 человек. Очень крупный город для древней цивилизации, как мне кажется! Как известно, майя так и не образовали высокоцентрализованного государства. Многочисленные племена, существовавшие каждый в своем городе-государстве, постоянно сражались между собой: что делили – непонятно! Территории друг у друга они не захватывали, рабы – военнопленные, конечно, имелись в наличии, но вряд ли речь шла о необходимости пополнения их числа таким путем. Видимо, такого образа жизни «требовали боги», для своей (и великих воинов, не без этого) пущей славы! Надо отдать майя должное: объединяться в союзы они тоже научились. Противостоять испанцам в одиночку вряд ли вышло бы долго, при всей их доблести и покровительстве Богов! Временные альянсы племен наводили страх на конкисту. Была ли такая тактика верной? Возможно, завоевав центральную столицу и свергнув Верховного правителя, Испания покончила бы с этой цивилизацией гораздо раньше! А, может, и наоборот: объединившись против общего врага, майя могли бы еще очень долго держать свои позиции и противостоять захватчикам! Но нет, не случилось объединения царств в этой истории, и зачахли они, каждый в своем гордом одиночестве!
Исследовать старинный город археологи начали в конце 19 столетия. На данный момент, Чичен-Ица – одна из жемчужин древнего наследия майя, гордость и краса Мексики в целом, и Юкатана, в частности. Кстати, мексиканцы – молодцы: гордятся своими реликвиями, ухаживают за ними, и стараются сделать более доступными. На полуострове Юкатан сейчас разрабатывается грандиозный проект: железная дорога, которая соединит все древние раскопки на полуострове. Думаю, что это будет очень удобно, так как значительно сократит время в пути, от одной достопримечательности до другой, позволит миновать пробки (при воспоминании об этом «чуде» побережья у меня непроизвольно начинает дергаться глаз), создать новые археологические маршруты для туристов! Мало того, железная дорога для мексиканцев – это само по себе чудо чудное! Железнодорожный транспорт абсолютно не распространен в Мексике, и для жителей прокатиться на поезде, практически то же самое, как для нас с вами на вертолете в День Города полетать!
Чичен-Ица, с ее развалинами, противостоящими натиску напирающих со всех сторон джунглей, занимает достаточно обширную площадь (около 6 км2). Сохранилось здание обсерватории (Эль-Караколь, «улитка»), выстроенное в форме спирали на огромной квадратной платформе. Древние майя огромное внимание уделяли астрономии, объединяя ее, по всей видимости, с астрологией. Через окна в круглых стенах жрецы наблюдали (невооруженным глазом, конечно же) за траекторией небесных светил. Считается, что особенное внимание уделялось активности Венеры, которую жрецы называли сестрой Верховного бога, «Пернатого Змея», Кукулькана. Майя точно подсчитали цикл Венеры, состоящий из 584 дней. Для проведения своих церемоний они вывели соотношение циклов Луны с количеством дней. Были созданы календари солнечных затмений.
Майя практиковали особенный метод земледелия. Ведь вокруг были непроходимые джунгли! В строго указанный жрецами день они вырубали лес в определенном месте и сжигали его. На искусственно-созданных таким образом полях засевали кукурузу, фасоль и другие культуры. Самое интересное, что сделать это нужно было максимально быстро, до периода тропических ливней. Опоздания и проволочки могли привести к тому, что майя не успевали собрать урожай, что грозило голодом всему населению государства!
Центральное место во всей композиции города занимает, безусловно, пирамида Кукулькана, храм, посвященный Верховному Богу майя. В основу сооружения был заложен принцип календарной системы индейцев. Майя были фанатиками математики и символизма: ядерное сочетание, по-моему! Все панели-ступени-уровни пересчитываются из одной стороны в другую, хитро перемножаются между собой, образовывая то одно, то другое, сакральное для майя число. С верхней ступени спускаются вниз парапеты, напоминающие тело змеи, и заканчивающиеся величественными змеиными головами.
Пирамида Чичен-Ицы, скорее всего, была выстроена, как центр поклонения богам, и не только как высочайшая точка для разговора с ними, но как и алтарь для жертвоприношений, безусловно. Надо отметить, что место для постройки было выбрано не случайно (мне вообще кажется, что случайностям не было места в быту у этих ребят). Именно здесь, в основании пирамиды, археологами были найдены останки еще более древних сооружений подобного типа. Видимо, само место хранит в себе какой-то сгусток энергии, если именно его выбирали многими поколениями для самых сакральных таинств!
Пирамида Кукулькана хранит множество секретов! Стоя недалеко от нее, и, хлопая в ладоши, четко слышишь резкий и высокий звук, совершенно непохожий на эхо от ударов. Считается, что это – точная имитация голоса божественной птицы Кетцаль. Древние считали это пернатое живым воплощением на земле бога ветра, Кукулькана. Очень символично, что птичка «кричит» в пирамиде, посвященной Ему (сейчас этот вид на грани вымирания, к сожалению). Археологи выяснили, что глубоко внизу, под пирамидой, находится сенот – один из многочисленных карстовых провалов, которыми знаменита Мексика. Видимо, именно он проецирует такие необычные звуки!
Дважды в год, в дни весеннего и осеннего равноденствий, в течение нескольких часов, можно увидеть чудо точности физико-математических вычислений майя. Высчитанные до сантиметра углы преломления света, точность постройки, дает возможность увидеть причудливое проецирование первого солнечного луча и тени…Слишком научно как-то! С первым лучом рассвета, по парапету на землю спускается «Крылатый змей Кукулькан». Зрелище настолько невероятное, что дух захватывает и у современных людей. В какой же экстаз впадали майя, наблюдая, как их Верховное Божество спускается на грешную землю, а, спустя полгода, возвращается на небо (тот же эффект, но уже снизу вверх), завершив свои земные дела!
Весь Храм украшен фресками с изображением змей, ягуаров и орлов. Скульптуры передают бытовые сценки, труд мирных жителей. Но главное место в композициях занимают воины. Именно в честь них храм и получил свое название. Такое ощущение, что это – святилище для всего населения города, а вот пирамида – сакральное место лишь для избранных, место Бога. На верхней площадке гостям радостно улыбается кровавый идол Чак-Мооль. Он сгибает колени, образуя своим телом чашу. Именно туда складывались трепещущие сердца во время жертвоприношений.
Забежав на многие века вперед, хочу отметить, что ритуал жертвоприношений существуют у местного населения до сих пор. Правда сейчас, достаточно курицы…
Вообще, жертвоприношения, кровавые ритуалы, прокалывание плоти и другие ужасные вещи, о которых не очень приятно говорить сейчас, были нормальной составляющей жизни древних майя.
Подумайте, ведь и наши предки считали честью для себя, погибнуть за Родину, за Отечество. Здесь еще более утрированное понятие о чести: не просто погибнуть за Родину в бою, а принести себя в жертву, ради ее процветания в мирное время. Сакральная казнь – самый достойный способ завершить земной путь!
Яркий пример – древняя национальная игра в мяч. По каким-то внутренним причинам история этого места произвела на меня самое большое впечатление во всем комплексе! Игра «Пок-о-Пок» - не просто спорт. Это культовый ритуал в честь плодородия, за которым наблюдала вся элита государства, жрецы.
Стадион Чичен-Ицы – крупнейшая спортивная площадка, сохранившаяся да наших дней. Площадь размером 135 на 68 метров, была огорожена стенами-трибунами, высотой около 12 метров. На поле сражались 2 команды игроков, причем правила были очень разные (как мне думается, многое зависело от степени важности той или иной игры, того, чему она была посвящена. Не зря же одна из стен-трибун принадлежала храму, и в день соревнования жрецы занимали свои места, не только наблюдая за игрой, но и выполняя свои «прямые» обязанности – ритуал-посвящение, благословление на победу, которая должна была принести одобрение и поддержку богов, ну, и «награждение победителей»). Игроки могли играть один на один, или командами, составом до 7 человек в каждой. Майя перебрасывали между собой каучуковый мяч, весом около 4 кг. Изначально, их целью было не дать мячу упасть на землю, как можно дольше (мяч ассоциировался с солнцем). Использовать при этом можно было бедро, предплечье, голову, но ни в коем случае, не ладонь и не стопу. Позже на площадках для игры появились кольца (на стадионе Чичен-Ица они закреплены на высоте 8 метров), в которые нужно было попасть мячом. Это и были, одновременно, и кульминация, и финал игры, автоматически определяющий победителей (хочется поёрничать и вспомнить ловца и снитч, который нужно поймать для окончания игры в квиддич, но то, что происходило на стадионе дальше, исключает любые шутки!). Видимо, «попадание» происходило далеко не всегда, оно и понятно! Представьте себе, с какой точностью нужно рассчитать удар, как высоко послать мяч, который из-за своей тяжести наносил игрокам серьезные травмы, несмотря на «защиту», которые они носили! Именно поэтому игру часто судили по начисленным очкам: штрафы за упавший мяч, неточное перекидывание и так далее.
Конечно же, величайшей честью было попасть в эту привилегированную «сборную». Игроков приравнивали к «полубогам», так как, выйдя на площадку стадиона, они, практически, попадали в своеобразное «чистилище». Их дальнейшая жизнь на грешной земле уже была под вопросом. Игра на главном стадионе, перед правителем и элитой общества оканчивалась жертвоприношением. До сих пор достоверно неизвестно, кого же приносили в жертву, победителей или проигравших. Тем не менее, изучая психологию майя, ученые все-таки склоняются к версии, что «величайшую честь» оказывали капитану победителей, а иногда и всей его команде! Ведь к Богам уходили лучшие! Игроки, принявшие такую смерть, спускались в загробный мир героями! Не зря на барельефах стадиона запечатлена торжественная картина, от которой у меня лично мурашки по спине бегают, размером с мексиканских муравьев: палач отрубает голову жертве, а затем поднимает ее над толпой.
Напоминает картины европейских публичных казней (да и на Руси любили толпе голову казненного продемонстрировать, что уж греха таить!), с той лишь разницей, что там народ смотрел на казнь преступника, ну или, как минимум, осужденного. Здесь свою голову «в дар Богам» приносили лучшие люди государства. Смерть – благо, не наказание! Эту философию население Мексики пронесло через столетия, и сохранило даже сейчас, Слава Богу, в менее кровожадном и более современном виде.
Головы принесенных в жертву, выставлялись на Стене черепов – каменной платформе, украшенной барельефом с изображением черепов (говорят, это – посмертные изображения капитанов команд, отдавших свои жизни на благо народу).
Продолжение следует...
Начало истории о Великой цивилизации майя можно прочитать в моей статье Ода Великой цивилизации или начало рассказа о майя.