Найти в Дзене

ПДД и безопасность

Всем привет, дорогие друзья ! Уже хотел было начать разговор о правилах безопасного вождения, но понял, что не могу обойти еще одну очень важную и интересную тему. Она в заголовке : "Правила дорожного движения и безопасность". А обсудим мы следующий вопрос. Достаточно ли соблюдать Правила Дорожного Движения, чтобы добиться на дорогах максимальной безопасности? Многие отвечают "да". ПДД для того и написаны, чтобы ездить по дорогам безопасно. Но ответ не так прост, как кажется. Они для того и написаны, чтобы все участники движения вели себя на дороге понятно и предсказуемо для других. Когда-то, на заре автомобилизации, наверное, было проще. Когда автомобиль только-только начинал появляться на улицах, в Великобритании, например, перед ним должен был идти человек с красным флагом, чтобы предупреждать об опасности. Дабы не пугал самобеглый экипаж лошадей, извозчиков и добропорядочных граждан. В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по проблемам автомоби
Оглавление

Всем привет, дорогие друзья !

Уже хотел было начать разговор о правилах безопасного вождения, но понял, что не могу обойти еще одну очень важную и интересную тему. Она в заголовке : "Правила дорожного движения и безопасность". А обсудим мы следующий вопрос. Достаточно ли соблюдать Правила Дорожного Движения, чтобы добиться на дорогах максимальной безопасности? Многие отвечают "да". ПДД для того и написаны, чтобы ездить по дорогам безопасно. Но ответ не так прост, как кажется.

Ездить нужно по правилам дорожного движения. Всё. Точка.

Они для того и написаны, чтобы все участники движения вели себя на дороге понятно и предсказуемо для других. Когда-то, на заре автомобилизации, наверное, было проще. Когда автомобиль только-только начинал появляться на улицах, в Великобритании, например, перед ним должен был идти человек с красным флагом, чтобы предупреждать об опасности. Дабы не пугал самобеглый экипаж лошадей, извозчиков и добропорядочных граждан. В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по проблемам автомобилизма, на которой было принято первое «Международное соглашение об автомобильном движении». Россия тоже принимала в ней участие. Автомобилей в те годы, по меркам сегодняшнего дня, было совсем немного, да и ездили они совсем не с теми скоростями, что современные "железные кони". Но уже тогда сложилось понимание, что автомобиль представляет повышенную опасность. И на конференции были впервые определены требования к водителям, к организации дорожного движения, приняты к использованию первые дорожные знаки. Не буду пересказывать всю историю возникновения и развития ПДД. Про это есть много хорошей литературы, например, А.Л.Рыбин, "История Правил Дорожного Движения". Хочу лишь отметить, что правила начали создаваться тогда, когда появились конфликтные ситуации между участниками дорожного движения.

Дальше жизнь развивалась. Автомобилей становилось больше, они становились мощнее, расширялись сферы их применения, увеличивалось количество водителей. Вместе со всем этим росли и риски на дороге. Увеличивалось количество ситуаций и мест, в которых автомобиль или груз могли пострадать, а водитель получить травму, увечье или вовсе лишиться жизни. Соответственно, увеличивалось количество правил дорожного движения и дорожных знаков, призванных улучшить безопасность на дороге. Это горькая правда, но вся безопасность и на дороге, и в любой другой сфере деятельности написана кровью человеческой. Чаще всего, пока не произойдет авария, пока не погибнут или не травмируются люди, правило не будет написано. Хороший пример в этом смысле - электросамокаты, которые за последние три-четыре года появились на дорогах в большом количестве. Самокат вещь не новая, катались на них раньше дети во дворах, потом и у старших поколений они приобрели популярность. И все бы хорошо, но прогресс не стоит на месте, появился на самокатах электродвигатель. И тут же выкатились самокаты на проезжую часть. А в качестве кого? Ведь определения "самокат" сейчас в ПДД нет. "Пешеход" есть, "пассажир" есть, "велосипедист" есть. А самоката нет. Как в фильме "ДМБ", если кто помнит: "Видишь суслика? И я не вижу. А он есть". Явление есть, новый участник дорожного движения есть, риск дополнительный и для водителей, и для самокатчиков появился, столкновения и аварии уже произошли. А ПДД этого нового участника движения пока "не видят". Справедливости ради надо сказать, что в последнее время все более активно начинает прорабатываться вопрос включения в ПДД понятия "средства индивидуальной мобильности" (СИМ), к которым хотят причислить не только самокаты, но и всяческие моноколёса, гироскутеры и пр. Но сколько еще пройдет времени, пока наш чиновничий и административный аппарат причислит СИМ и "симочников" к участникам дорожного движения? Сколько за это время произойдет ДТП с их участием?

Помимо этого, мало назвать человека, так или иначе оказавшего в транспортном потоке или рядом с ним, участником дорожного движения. Надо еще и научить этого участника выполнять предписанные правила. Ведь в чем парадокс. Участников дорожного движения много, а обучение правилам дорожного движения организовано только для водителей. По сегодняшним нормам кандидат в водители три месяца обучается в автошколе, сдает внутренний экзамен, потом подтверждает свои умения и навыки в ГИБДД, да и то часто не с первого раза. И только после этого получает заветное водительское удостоверение. А пешеход? А велосипедист? А самокатчик?. Да, конечно, есть такое юридическое правило - незнание закона не освобождает от ответственности. Вышел на дорогу - соблюдай её законы. Ведь ПДД - это закон. Но невозможно надеяться только на сознательность граждан. Чтобы на неё надеяться, нужно её сначала воспитать. А это ой, как непросто. А пока мы будем эту сознательность воспитывать, я бы вспомнил Владимира Семёновича Высоцкого и спросить "позволил пару слов без протокола, чему нас учит семья и школа?" Это два мощнейших способа обучения, научения и воспитания. Подготовки человека к жизни вообще, а не только к движению по дорогам. И начинается всё с семьи. Дорогие водители! Многие из Вас родители, старшие братья или сестры. Не позволяйте себе расслабляться на дороге, когда вы становитесь пешеходами или пассажирами, тем более когда с Вами ваши дети. Они ведь повторяют то и учатся на том, что ВИДЯТ, а не то, о чем им говорят. Можно двадцать раз сказать ребенку, что переходить дорогу нужно только на зеленый сигнал светофора. Но потом перейти с ним один раз на красный, и все разговоры пойдут прахом. Ребенок будет делать так, как ему ПОКАЗАЛ авторитетный и значимый для него человек. Делай как я - очень действенный метод обучения.

Купили ребенку велосипед. ПОКАЖИТЕ ему, как правильно подъезжать к дороге, как правильно перейти её вместе с велосипедом. Дорастет он до 14 лет, когда можно будет выезжать на проезжую часть вместе с автомобилями, ПОКАЖИТЕ, как правильно по ней двигаться. Вспомните, чем Вас раздражают непонятно как ездящие по дорогам велосипедисты. Покажите, как НЕ НАДО ДЕЛАТЬ. И покажите риски, которые возникают вокруг велосипедиста.

Ну, и в школе, по моему глубокому убеждению, давно пора организовать изучение правил дорожного движения не факультативно, а выделив часы в сетке учебного расписания. Многие школьники по дороге в школу или домой не просто проходят 500 метров от подъезда до подъезда, а садятся в автобусы, переходят 2-3 улицы, приезжают в школу на велосипедах. Т.е. являются полноценными участниками дорожного движения, порой плохо представляя, как это движение организовано.

Получается, что участников движения много, а подготовлены все по-разному. "В среднем по больнице" пешеходы, пассажиры и велосипедисты хуже подготовлены к участию в дорожном движении. Увеличивается у них шанс совершить ошибку? Конечно. И водителям надо учитывать это, выбирая режимы движения своего автомобиля. Да и у водителей разная подготовка. Возьмем водителей, только что закончивших автошколу. Удостоверения-то у всех одинаковые, и программы в автошколах утвержденные. Но один в городе-миллионнике учился и начал самостоятельно ездить, второй в поселке, где с десяток улиц, четыре светофора и один выезд на федеральную трассу. Потом второй приезжает в город и вроде правил-то никаких не нарушает, но мешает потоку, едет для остальных не очень понятно как, создает те самые дополнительные риски. И начинается: гудки ему в зад, взгляды, а то и жесты в окно всяческие нехорошие... Да не со зла же он так едет. Тяжело человеку, так помочь ему надо. Дистанцию с интервалом от него побольше держите, ему же свободнее и спокойнее будет. Потерпите пару-тройку секунд, пока начнет он движение от светофора. Безопасность начинается с себя и, во-многом, с культуры вождения.

Относитесь к соседям по потоку так, как хотели бы, чтобы они относились к Вам.

И опытные водители порой ошибаются. В выборе скорости, момента начала перестроения, в оценке происходящего. Не со зла, поверьте. В подавляющем своем большинстве шоферская братия люди адекватные. Есть, конечно, хамы на дороге. Их надо замечать своевременно и держаться от них подальше. "Учить" их, как некоторые стараются делать, бесполезно. Не научатся. Потом жизнь научит. Или инспектор ГИБДД. Но ошибки других на дороге нужно стараться замечать вовремя. И не важно, по какой причине ошибка была сделана. Заметили чужую ошибку, есть достаточно времени и свободного пространства, чтобы СВОИМИ действиями её скорректировать? До ДТП в подавляющем большинстве случаев ситуация не дойдет.

А уж коли доедут водители до столкновения и произойдет ДТП, что произойдет дальше? Приедет инспектор ГИБДД, начнутся замеры, схемы и дальше по списку. Итог - протокол, в котором один из участников (иногда оба) будет признан виновным в совершении ДТП. Что виновный в аварии может потерять в ДТП? Многое: жизнь, здоровье, родных, машину, время, деньги, нервы, работу, свободу, водительское удостоверение. Перечисление можно продолжать. А невиновный? Чем он отличается по возможным потерям от виновника? Да почти ничем. Отличия всего два: в тюрьму невиновного не посадят и водительское удостоверение не отберут.

Поэтому с точки зрения безопасного вождения нет в ДТП ни правых, ни виноватых. Есть только жертвы.

И наша с вами задача этими жертвами не стать. Не доехать до ДТП при любых условиях и любых действиях других участников движения.

Теперь к самим ПДД. Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что порой правила лишь очерчивают границы, в которых должен действовать водитель, но как действовать, точно не говорят? Примеров немало. Взять хотя бы знак ограничения скорости.

-2

Спросишь у водителей, что означает этот знак и часто слышишь: "Скорость пятьдесят". Нет, не так. Не БОЛЕЕ, чем пятьдесят километров в час. А что такое не более? Тридцать девять - это ведь не более пятидесяти. И сорок восемь - это тоже не более пятидесяти. А знак висит и зимой, и летом, и в гололед, и в дождь. И всё не более 50 км/ч. Три водителя поедут без нарушения скоростного режима в одинаковых условиях, но с разными скоростями. Один доедет до дома, два других до ДТП. Потому что не учли другие факторы, кроме ограничения скорости. Какие - поговорим об этом в дальнейшем.

Или классический пример из автошколы, где в теме "Проезд перекрестков" решается задача очередности проезда нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог в ситуации, когда к перекрестку одновременно со всех сторон подъехали автомобили, и каждому надо проехать прямо.

-3

Пропускаем помеху справа. Но здесь у каждого помеха справа. Что говорят правила дорожного движения? Действовать по договоренности. Прекрасно. А как договариваться-то? Выйти на середину перекрестка, потянуть спички, у кого короткая окажется? Многие говорят, моргнуть фарами. А о чем моргнуть? О том, что вы хотите проехать первым или о том, что уступаете дорогу? Один моргнул, остальные трое увидели. Но ведь нужно, чтобы договоренности или подаваемые знаки все водители поняли совершенно одинаково. Откровенно говоря, я за свои тридцать с лишним лет за рулем ни разу не попадал в такую ситуацию. Не знаю, может где-то не там ездил? Но поступил бы следующим образом. Включил бы аварийную сигнализацию, выключил ближний свет фар. Для всех остальных это стало бы совершено ясным сигналом, что я на перекресток не поеду. Этот способ, кстати, хорошо работает при разъездах на узких дорогах, когда разъездные площадки находятся друг от друга далеко и не очень понятно, особенно в сумерках или ночью, начал ли движение автомобиль, двигающийся навстречу. Тот, кто уступает дорогу, включает аварийку и выключает головной свет. Можно было бы еще и усилить этот сигнал, открыв боковое стекло и вытянув вверх левую руку (помните, что это за жест?). Всё, задачка решена. Одна машина стоит, остальные совершенно спокойно разъезжаются по правилу правой руки. Да, в этом случае я проеду перекресток последним. На пол-минуты позже, но с минимальными рисками. На 20-30 секунд позже приеду в конечную точку моего маршрута. Что такое пол-минуты в конце пути? Да ничего, сигарету достать и раскурить не успеете, кто имеет эту вредную привычку. А на дороге эти 20 секунд могут жизнь перевернуть и направить её совсем по другой дорожке.

ПДД соблюдать нужно. Но закончить хочу словами Маэстро, любимого многими капитана Титаренко из фильма "В бой идут одни старики": "В бою (для нас на дороге) крути головой на 360 градусов. Откроешь варежку - сожрут к чертовой матери !"

Всем безопасных дорог !!