Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Да и многие свидетельства творческих гениев говорят о большой роли в процессе творчества эмоциональных переживаний. Например, многие выдающиеся русские художники (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов) подчеркивали необходимость взволнованности своей темой, передачи настроения. Французский скульптор О.Роден считал, что прежде, чем копия того, что видит художник, пройдёт через его руку, она должна пройти через его сердце. А художник В.В.Верещагин как-то воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду – баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненного и убитого».
Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.
Горе
Восторг
Нежность
Любовь
Счастье
Гнев, злость
Ужас, отвращение
В процессе работы над произведением имеет место некоторая идентификация художника с творимыми им образами. Художник часто идентифицирует свои создания с собой. Известные высказывания художников типа флоберовского «Эмма – это я» именно на это и указывают. Куприн сожалел, что он не может, хотя бы на несколько дней, стать лошадью, растением или рыбой. Ему хотелось побыть женщиной, испытать роды. В «Зелёных холмах Африки» Хемингуэй рассказывает, как однажды ночью он пережил всё то, что должен пережить раненый лось, он испытал за него всё, начиная с шока от пули и до конца его страданий… Все эти очень ценные наблюдения художников не должны быть поняты буквально, в смысле прямого отождествления автора с его творением.
Как бы ни воплощал себя художник в образ, между ними всегда сохраняется дистанция. Не забудем: художник не только воспроизводит жизнь, но и объясняет её, выносит ей приговор.