Как и следовало ожидать, после выхода посмертной биографии Дио (Ronnie James Dio) “Rainbow In The Dark” с новой силой начались пересуды и разгорелись страсти. Понятное дело, некоторые положения этой книги, начатой самим Дио, но законченной после его смерти журналистом Миком Уоллом (Mick Wall) и вдовой Дио Венди (Wendy Dio), вошли в противоречие со взглядами других “участников забега”.
Масла в огонь подлила сама Венди, комментируя, например, старую вражду Дио с гитаристом Вивианом Кэмпбеллом (Vivian Campbell). Она заявила: «Если бы Дио был жив, он бы никогда не пошёл с ним на примирение».
Давайте отмотаем лет сорок назад и вспомним времена, когда Ронни, Вивиан, барабанщик Винни Аппис (Vinnie Appice) и басист Джимми Бэйн (Jimmy Bain) начинали работу в группе Dio. Они принимали участие в записи пластинок "Holy Diver" (1983), "The Last In Line" (1984) и "Sacred Heart" (1985), после чего Кэмпбелл в 1987 году ушел в Whitesnake.
Вскоре после ухода Вивиан Кэмпбелл сделал публичное заявление, утверждая, что финансовые разногласия с Ронни сыграли главную роль в конфликте, который расставанию предшествовал. Вот его слова: «Мне с каждым днём становилось ясно, что Венди - как менеджер Ронни в то время, - была полна решимости отделить Ронни от группы. Она не рассматривала группу Dio как единую творческую единицу. Ронни понимал, как всё обстояло на самом деле, но, я подозреваю, в попытке вернуть любовь Венди после того, как они рассталась, он был готов подчиниться её прихотям. Так обозначилось начало конца оригинальной группы Dio».
На вопрос в новом интервью ресурсу UCR, важно ли для неё было подробно описать ссору Ронни с Вивиана в только что выпущенных мемуарах, Венди сказала: «Я хотела сделать это, потому что меня просто до смерти тошнит от того, что Вивиан везде говорит, что Ронни платил ему сто долларов в неделю. Ну, а как он тогда купил себе «Феррари», если получал всего сотню? Ронни всегда был честен со своими музыкантами. Сделать шоу стоило больших денег. Мы всё время что-то оплачивали - автобусы, грузовики, отели, суточные всем, освещение, звук и много ещё чего. Я думаю, что Ронни относился к группе справедливо. Проблема в том, что Вивиан по какой-то причине решил, что он хочет быть равным Ронни. Но вы не забывайте - группа называлась Dio. И учтите тот факт, что Ронни уже отработал на других в Rainbow, а затем в Black Sabbath – и он свои обязательства выполнил. Он был не просто парень с улицы – никто и звать никак, - а рок-звезда, поэтому я очень расстраиваюсь, когда слышу, как Вивиан говорит о Ронни. Ронни уже нет в живых, чтобы защищаться. Поэтому защищаться буду я. И у меня есть все документы, чтобы доказать свою правоту – я знаю, сколько ему действительно заплатили. Меня очень расстраивает, когда люди начинают говорить, что Ронни зажимал деньги».
Ещё раз отвечая на вопрос о том, возможно ли было восстановить отношения между Ронни и Вивианом, Венди отрезала: «Нет, я так не думаю! Они оба наговорили в СМИ слишком много всего, и я не думаю, что такие вещи легко забываются».
Интересно знать мнение и другой стороны. В интервью ресурсу Ultimate Guitar в 2019 году Вивиан Кэмпбелл так рассказывал о финансовом споре, который привел к его уходу из Dio: «Когда группа только была сформирована, Ронни сказал Винни, Джимми и мне, что его идея по деньгам такова: что касается первых двух альбомов, то мы не будем получать долю от продаж пластинок, долю от концертов, долю от продажи мерча и так далее. Мы должны были получать только еженедельную скромную зарплату. Но к третьему альбому Ронни обещал сделать ситуацию справедливой - мы должны были начать получать проценты от всего: от продаж носителей, от концертных денег и так далее. Так что в момент работы над альбомом “Holy Diver” в 1983 году нам платили по 100 долларов в неделю. Когда мы начали тур по альбому “Holy Diver”, наша зарплата была увеличена до 400 долларов в неделю. Во время тура 1984 года "The Last In Line" и тура 1985 года "Sacred Heart" наша зарплата постепенно увеличивалась. Но нам всё равно платили меньше, чем, например, художнику по свету. Но ведь мы, кроме всего, ещё писали песни вместе с Ронни - мы были частью творческого процесса. Повторяю - у нас не было никаких долей от продажи пластинок, мерча и концертных сумм. Нас до поры до времени это устраивало, потому что Ронни обещал нам к третьему альбому всё изменить. Мы все вместе работали для достижения победной цели, и группа становилась все более и более успешной. Когда вышел третий альбом, я был первым, кто сказал Ронни, что хочу напомнить ему об обещании, которое он давал нам ещё в 1982 году, когда группа только была сформирована, ещё до того, как мы записали альбом “Holy Diver”. Я напомнил об этом Ронни, когда мы начали записывать третий альбом “Sacred Heart”, и он мне сказал: “Давайте сначала сделаем запись, а потом уже будем всё обсуждать”. Так что я дождался, пока запись была сделана, а затем снова поднял вопрос. И Ронни сказал: “Давайте поедем на гастроли, нам надо сейчас репетировать. А как только тур начнётся, мы сможем обсудить это с Венди”. Напомню, Венди была тогда его бывшей женой и менеджером группы. Так вот, оглядываясь назад, я вижу всё очень ясно сейчас. На самом деле все сводилось к следующему - когда Ронни дал нам это обещание, в комнате было всего четыре человека, и это были Ронни, Джимми, Винни и я. Венди в комнате не было. А характер у Ронни был такой, что он никогда не противостоял своей бывшей жене, и у него просто не хватило смелости сказать ей, что он дал нам это обещание. А она не видела ценности в оригинальном составе группы, не понимала, что это мы создавали звук и писали песни с Ронни. Она думала, что всех нас можно просто заменить в любой момент. Но Ронни-то как раз понимал ту химию, которая была “нарулена” оригинальным составом, и он ценил это. Однако, когда дело дошло до принятия решений по выполнению обещанного, у него просто не хватило смелости противостоять Венди, и он решил, что легче будет от меня избавиться. Так он и сделал».
И далее Вивиан Кэмпбелл продолжил: «Я твердо верю в принципы, всегда верил. Я верю в честность в людях, и когда я смотрю кому-то в глаза, жму руку и заключаю сделку, я поддерживаю свою часть сделки и ожидаю того же от партнёра. А Ронни не сделал этого. Вот почему это оставило такой неприятный осадок на долгие годы. Меня это сильно задело, и я совершил ошибку, сказав обидные вещи о Ронни в прессе. Но он тоже сделал аналогичные выпады. Думаю, что мы оба совершили ошибку. Это всё было очень болезненно для меня, ведь я не хотел уходить из группы. Я полностью выкладывался, я верил в коллектив, я, можно сказать, проливал кровь в течение трех альбомов, чтобы воздвигнуть грандиозную конструкцию под названием Dio. А меня после этого бесцеремонно выбросили, и это было для меня очень больно. Так что на то, чтобы успокоиться, у меня ушло много времени. Думаю, что смерть Ронни в 2010 году заставила меня взглянуть на все эти события под другим углом. Я для себя понял, что эти альбомы являются таким же нашим наследием – я имею в виду Джимми Бейна, Винни Апписа и себя, - как и наследием Ронни. Мы все часть этих записей и рок-истории. Так что теперь я могу спокойно их слушать, тогда как в течение многих лет я просто выключал радио, когда звучали песни Dio. У меня не было ни одной записи, ни одной пластинки, ни одной кассеты - я не хотел иметь с ними ничего общего. Теперь я вижу всё в совершенно ином свете. Я понимаю, что Dio была настолько же нашей группой, насколько и группой Ронни».
Задолго до выхода книги, ещё в мае 2011 года, Венди уже комментировала эту историю в интервью бразильскому журналу Roadie Crew.
Она ответила на выпады Вивиана, которые тот сделал в 2003 году, когда назвал Ронни «ужасным бизнесменом» и «одним из самых мерзких людей в шоу-индустрии». Венди тогда сказала: «Вивиан всегда говорил, что ненавидит альбомы Dio, на которых он играл, и это было очень обидно для Ронни. Вы бы хотели, чтобы кто-нибудь сказал что-то подобное о ваших альбомах? Пресса всё это подхватила, но на самом деле это была вовсе не вражда со стороны Ронни. Ронни не увольнял Кэмпбелла, это я его уволила. Он хотел столько же денег, сколько и Ронни. Он считал себя столь же важным, как и Ронни, а я считала, что это неправильно. Но я не хочу вдаваться в подробности. Это как вода под мостом – уже не имеет значения».
Я специально воспроизвёл позиции обеих сторон – вам теперь самим решать, где лежит истина в этом конфликте. А сделал я это для того, чтобы было понятно, насколько сложны бывают взаимоотношения между музыкантами в группе, да ещё когда «производственное» переплетается с личным. Могу сказать только одно – Кэмпбелл проиграл уже в тот момент, когда группа была названа Dio…
Кстати говоря, видеоклип, в котором Ронни Джеймс Дио называет Кэмпбелла «засранцем» и говорит, что «надеется, что он, черт возьми, скоро умрет» тоже имеется в YouTube. Он появился там в октябре 2007 года и снят был в то время, когда Ронни раздавал автографы фанатам после выступления Heaven & Hell в Radio City Music Hall в Нью-Йорке. «Он кусок дерьма», - говорит Дио. - «Вы когда-нибудь слышали, чтобы он говорил что-то хорошее обо мне? Он назвал меня самым презренным человеком, который когда-либо жил! А я-то думал, что дал ему шанс и сделал кем-то. А теперь он играет с кем? С какими-то сраными Def…? Да это гребаная рок-группа, от которой понос может прохватить!».
Так что и Def Leppard сгоряча досталось…