Найти тему

Хорошая фантастика №13: Иван Кольцо «Нихром»

Оглавление

Продвинутые технологии, разложение общества и всесильные корпорации-секты. Промышленный шпионаж и церковные убийцы-киборги. Добро пожаловать в мир Нихром!

Всем привет!

Я не могу назвать себя исключительным поклонником жанра #киберпанк, хотя безусловно это очень интересный сеттинг. Многие знакомы с этим жанром в первую очередь по фильмам и сериалам: трилогия «Матрица», «Джонни Мнемоник» (все с тем же Ривзом). Ценители вспомнят «Трон», «Тринадцатый этаж» и «Газонокосильщик». Мне еще в голову придет сериал Person of Interest, про который я ранее писал и Altered Carbon («Видоизмененный углерод») по серии романов Ричарда Моргана.

И все будут почти правы, строя свое представление о киберпанке, как о произведениях о виртуальной реальности, хакерах и вот этом вот всем.

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Нихром: Мир победившего киберпанка

Да, все это тоже имеет место быть в произведениях данного жанра. Но основной чертой мира, безотносительно сюжета, является упадок на фоне высоких технологий. Мир, в котором за яркими голографическими вывесками, кибернетическими протезами, развитой виртуальной реальностью и искусственным интеллектом скрывается бедность на фоне безграничной власти ограниченного количества людей. Своеобразного "золотого миллиарда". И на фоне всего этого: наркотики, убийства (в том числе ритуальные), секты, проституция, кварталы целиком во власти банд.

В отображении такого мира хорошо преуспел кировский писатель Иван Кольцо, про которого я не однократно упоминал в предыдущих текстах. Фантастическая повесть «Нихром» на мой взгляд органично уместил в себя основные признаки киберпанка: всемогущая Церковь, чьи верховные иерархи давно уже забыли о своем долге пастыря и мутят свои делишки, словно прожжённые бизнесмены какой-нибудь транснациональной корпорации, профессиональные убийцы, напичканные кибернетическими имплантами, делающими их практически неуязвимыми, игры в виртуальной реальности, ставшие для мелких людишек-клерков единственной целью существования и амбиций.

На фоне этого автор знакомит нас с тремя персонажами, от лица которых ведется повествование: наемного убийцы Церкви, глупого и эгоистичного клерка и человека без памяти. У каждого в этой истории своя мотивация и свой путь в таймлайне повествования.

Не могу сказать, что концовка была для меня совсем уж неожиданной, но то, каким образом Иван нас к ней привел вызвало у меня желание встать и зааплодировать! Не буду спойлерить, что бы не лишать вас удовольствия. Хотя не могу не отметить, что разгадка интриги кроется в названии книги.

Скриншот кадра из сериала «Видоизмененный углерод». Сделано автором канала
Скриншот кадра из сериала «Видоизмененный углерод». Сделано автором канала

Сюжет достаточно локален, тут нет места глобальному социальному конфликту, ala фильм «Джонни Мнемоник» или цикл «Анклавы» Вадима Панова. Никто не собирается свергать глобальную тиранию Церкви или восстанавливать социальную справедливость, как в фильме «Время» (2011). Все предельно просто, убийца – хочет отомстить, клерк – исправить новыми ошибками, те, что совершил раньше, а Человек без памяти – разобраться, кто он и что произошло. Тем не менее, сюжет не смотря на простоту не банален, и заставляет задуматься, увидеть в описываемом, черты сегодняшнего дня, гиперболизированные, но от того не менее реалистичные.

Отдельно хочу отметить экшн-сцены. Кровавое мясо, кровь, кишки!!! Это в общем то фирменный прием Ивана Кольцо во многих его произведениях.

Еще в эпизоде в стиле компьютерной игры Manhunt в «Детских сердечках», наполненный убер-насилием и кровавыми сценами, Кольцо показал себя умелым оператором и сценаристом кровавого экшена. Буквально голливудский стиль, в хорошем смысле этого слова! Все травмы, нанесенные героем оправданы и не наполнены излишним садизмом, четко и по делу. И, как ни странно в антураже прогнившей киберпанковской реальности они не только уместны, но и дополняют картинку сочными (красными) красками.

Подводя итог

«Нихром» это хоть и киберпанк, но тоже не полном смысле этого значения. Не смотря на внешний антураж и декорации, книге не хватает глубокого социального контекста, что является на мой взгляд основной чертой жанра.

Тем не менее, это очень плотное и вкусное повествование со своей самобытностью, которое несомненно вас развлечет и не оставит равнодушным.

Не смотря на убийц-церковников и импланты («Джонни Мнемоник»), китайские кварталы и банды которые контролируют целые кварталы и готовые открыть внезапную стрельбу в оживленном месте («Видоизмененный углерод», «Анклавы», игра «Код доступа Рай»), сверх-реалистичную виртуальную реальность («Матрица», «Первому игроку приготовиться») лично у меня не появилось ощущение вторичности или плагиата. Это как для жанра фентези, если придумали эльфов и гномов, зачем каждому автору придумывать новые расы? Используй готовые конструкты! Главное чтобы было интересно!

В общем рекомендую к прочтению, разочарованы не останетесь!

На сегодня все! Пока!