На прошлой неделе Владимир Путин в очередной раз поручил правительству следить за доходами бедных. Разумеется, следить не из кустов или какого-то другого укромного места в подзорную трубу, а «организовать мониторинг доходов низкодоходных групп граждан». Как известно, глава государства поставил задачу вдвое снизить численность бедных к 2030 году.
Что там дальше будет с данными этой слежки – Владимир Владимирович не уточнил. Однако если судить по всем предыдущим мерам борьбы с бедностью, то кузбассовцам, например, даже в случае успеха придется ждать лучших времен куда дольше, чем в десятках других российских регионов.
Заметим, что в утвержденной весной этого года региональной программе «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Кемеровской области» говорится о 363,5 тысяч человек (13,6%), живущих за чертой бедности (доходы на человека – менее 1 МРОТ). Этот показатель на 1,3 пункта выше, чем в среднем по РФ: полагаем, сильно лукавая цифра, занижающая уровень безденежья, потому что исходит не от независимых экспертов, а от Росстата, находящегося в ведении Минэкономразвития. В той же программе перечисляется несколько мер, которые позволят аж к 2030 году снизить уровень бедности в два раза. Но, судя по всему, события текущего года, связанные с резким ростом цен, снова отодвинут этот далёкий и призрачный финал.
Мы уже не раз писали, что больнее всего галопирующая последние годы дороговизна бьёт как раз по бедным слоям населения. Темпы роста цен на самую массовую линейку продуктов – не только сахар и подсолнечное масло, но также хлеб, крупы, овощи, куриное мясо и молоко – росли куда быстрее, чем на другие виды продовольствия. В этом году тенденция быстрого удорожания самых доступных ещё недавно продуктов продолжилась. Кемеровостат подсчитал, что продовольственная инфляция выросла у нас за полгода на 5,1%.
Однако стоимость минимального набора продуктов питания в среднем только за последний месяц выросла на 5%, а с начала года – на 19% (!), и в денежном выражении составила чуть больше 5 071 рубля в расчёте на 1 человека. Отметим, что в июне прошлого года стоимость этого набора выросла скромнее – на 2,9% и соответственно на 11,9% за полугодие. Так что темп дороговизны только возрастает, и никакая программа по снижению бедности предусмотреть это не в состоянии.
Отметим, что средняя заработная плата за то же время увеличилась только на 8%, а о величине среднедушевых доходов статистика рассказывает не чаще, чем раз в квартал. Тем не менее, навряд ли кто-то из ныне живущих надеется на серьезность намерений власти уполовинить бедность хоть к 2030, хоть к 2050 году, потому как люди живут здесь и сейчас, наблюдают постоянный рост цен.
К тому же, меры борьбы с кузбасской нищетой – а как по-другому назвать нынешнее состояние? – направлены на оказание различных видов помощи из бюджета самым нуждающимся слоям населения. И в меньшей степени – на развитие рынка труда, ввод в строй новых предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами, а также на поддержку малого бизнеса, хоть об этом и говорят из каждого утюга. Инвестиции в основной капитал снизились в 1 квартале текущего года к аналогичному периоду 2020 г. на 11%, а прошлом году они снижались к уровню 2019 года. Так что говорить о скором восстановлении или заметном росте экономики Кузбасса по меньшей мере наивно.
Напомним, кстати, что прежний губернатор Аман Тулеев помимо прочих рутинных мер боролся с бедностью натурой – выделением горожанам земли под посадку картошки и других овощей, бесплатным проездом до садовых участков в будние дни. А также раздавал семена, саженцы, вручал малоимущим коров с сеном и даже поручил однажды раздать несколько тысяч кроликов, полагая, что эти весьма плодовитые животные наводнят кузбасскую землю примерно так же, как заполонили они просторы Австралии. Но, увы, даже кролики не смогли преодолеть какие-то незримые экономические барьеры, и никто ни через год, ни через пятилетку не заметил на продовольственных ярмарках хотя бы немного подешевевшей крольчатины. К слову, очереди за бесплатной кашей на тех самых ярмарках под окнами губернаторского кабинета, стали ещё длиннее.
В общем, различные меры вытягивания населения Кемеровской области из бедности всякий раз упираются в растущую инфляцию, низкую зарплату, снижение мировых цен на уголь, неразвитость транспортной инфраструктуры, дефицит бюджета и т.д. и т.п. Вот и сейчас: не успели по России разойтись круги от очередного поручения президента, а население области ждет новых увеличенных счетов за услуги ЖКХ и с тревогой смотрит за переменой в ценах на бензин и солярку. На полях начинается сбор урожая 2021 года, а затраты на топливо во многом определят будущую оптовую и розничную стоимость всех продуктов, в том числе говядины, свинины, курятины, ведь корма готовятся на основе растительного белка.
Так что очередного витка удорожания всех продуктов и товаров, а вслед за ними услуг вряд ли удастся избежать. Да и бедность при такой постановке дела вообще невозможно будет хотя бы немного уменьшить, а не то, что уполовинить и уж тем более победить.
Сергей Борисов