Найти тему

Подя- надежда или проклятье рыбака?

Подя, дух-хозяин огня и домашнего очага в мифах негидальцев, нанайцев, пудя - у орочей, ульчей, удэгейцев, того мусун - у эвенков, той мурани - у эвенов.
Подя, дух-хозяин огня и домашнего очага в мифах негидальцев, нанайцев, пудя - у орочей, ульчей, удэгейцев, того мусун - у эвенков, той мурани - у эвенов.

Есть такая легенда. В старину люди поехали на охоту, обнаружили много следов соболей, поставили ловушки, а добычи нет. Легли спать. Старший из охотников увидел сон. В месте костра в аонга ходили маленькие люди – сантиметров 7–12 – и ворчали: «Ничего поесть нет, ничего не кинули». Охотник проснулся, поняв, что это были Подя. Он запретил своим товарищам идти на охоту и предложил совершить моление. После совершения моления старший охотник опять увидел сон. В нем около костра бегали маленькие (около 7 см) и очень маленькие (примерно 1,5 см) человечки, много человечков (человек 15), радовались, танцевали даже. С тех пор Подя кормить стали.
Многие нанайцы представляли Подя древним стариком с многочисленной семьей. Неосторожные или провокационные действия человека могли убить детей Подя. В одной из легенд, записанной в селе Джуен от Киле Тунки, Подя был женского рода – эктэ подя. Она жила под землей и вышла замуж за человека. Однако жили они врозь (жена – в земле, муж – в лесу), их брак был бездетным, но богатым – «всего было в достатке».
Особый интерес имеют сведения И.А. Лопатина о представлениях нанайцев, касающихся внешнего вида и одежды духа огня: «Этого духа огненной стихии гольды представляют в образе дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате». По мнению И. А. Лопатина, словом Фадзя нанайцы называли собственно огонь, а его духа считали женского пола и именовали Фадзя-Мама. По информации исследователя, так же представляли духа огня нивхи. Сегодня среди нанайцев бытует также мнение, что в прошлом нанайцы Подя в конкретном виде не представляли, это был абстрактный образ.
Мифологический образ духа-хозяина огня распространен у всех тунгусо-маньчжуров. В одних мифах это пожилая женщина, в других – пожилой мужчина. С переходом от материнского рода к отцовскому образ Подя изменился, приобрел вид пожилого мужчины, хозяйка же огня стала считаться женой или вовсе была вытеснена. В нанайской мифологии не существует универсального духа-хозяина огня.

-2

В образе Подя обобщены представления нанайцев о множестве духов огня, «живших» в границах той или иной территории. Конкретный дух Подя якобы «не выходил» за пределы своих владений, границами которых были речки и мари, непреодолимые для него препятствия. По легендам, этим пользовались иногда некоторые нанайцы, обозлившиеся на духа огня за неудачи на промысле. Они варили кашу, «приглашали» Подя с семьей угоститься, переворачивали котел с горячим содержимым в огонь, котел раскалывали. После этого сразу же покидали это место, бежали за марь, за речку, чтобы Подя «не догнал». Дух огня будет искать обидчика, врага, пока не накажет, но может и не найти. Однако, в целом, нанайцы верили в справедливость Подя. Неудачи на промысле нанайцы объясняли наказанием Подя за нарушение закона тайги и охоты. Они верили, что только сильный духом человек (редкий среди людей) мог бороться с Подя, победить его и сделать послушным себе, как собаку.

-3

Многое рыбаки и охотники задабривают Подю перед охотой или рыбалкой.

"Сам хозяин тайги, другом будь, помоги
если что приберег для меня - жду удачи,
Если что предназначено мне — не прячь
Священным огнем угощаю Угощение в огонь бросаю
((((водка в огонь)))
Синий огонь разжигаю,
Угощение Вам предлагаю...." (надо бросить сало, колбасу, хлеб, закуску...)

-4

«Кя, Подя, не забывай нас, не обижай!»

Огонь – это жизнь. Без освоения этой грозной стихии человек так бы и остался видом слабых животных, специализирующихся на собирательстве, ареалом распространения которого стали бы тропики и субтропики. Огонь до сих пор вызывает у человека ужас и восхищение, чувство опасности и благодарность. Культ огня, представления о духе-хозяине огня – наиболее древние у всех народов мира. Нанайцы представляли огонь живым, могущественным, добрым и жадным одновременно. Амурские нанайцы назвали духа-хозяина огня Подя (произносится «Подзиа» с ударением на последнем слоге), уссурийские – Фадзя.
Духа-хозяина огня всегда угощали: как в жилом помещении через огонь очага, так и на промысле через огонь костра. Во время таежного промысла охотники приступали к еде только после угощения духа-хозяина огня в «ничтожных количествах» теми блюдами, которые приготовил для себя. Водку брызгали пальцем в огонь, потом бросали в него несколько кусочков еды, затем табак дамахи. Во время угощения охотник произносил свою просьбу духу с импровизированным текстом. Суть обращения сводилась к следующему: «Мы пришли к тебе, помоги нам». Обычно угощение духу-хозяину огня делает на месте охоты самый старший из охотников. Подя можно «угощать» едой, приготовленной из продуктов, добытых здесь же, на промысле, например рыбой: «Кя, Подя! Не обижайся, угощаю тебя чем могу, твоим же сомом». Горинские нанайцы, выезжая на Амур для заготовки осенней кеты, после первого улова также совершали обряд угощения духа-хозяина огня Подя. Старики нагревали водку, разливали ее по маленьким рюмочкам итанги, «похожим на наперстки». После чего произносили произвольный текст примерно следующего содержания: «Кя, Подя! Не жалей нам своего добра, поделись с нами. Мы будем честны, как всегда, обманывать твоих слуг, живность твою не собираемся. Наживаться на обмане грех. Мы молимся за себя и особенно за наших неопытных добытчиков. Обманывать не станем. Кя, Подя!» Затем молившиеся обмакивали указательные пальцы в водку, брызгали на четыре стороны света со словами: «Кя, Подя, не забывай нас, не обижай!», и выпивали содержимое итанги.

-5

Во второй половине ХХ века ритуал общения с духом-хозяином упростился. Сначала Подя надо было водку поставить – с чайную ложку, можно 100 граммов. Затем ставили закуску: «Юколу, хлеб, кашу, лучок, черемши немного клали в тарелочку рядом с кружкой». После этих приготовлений обращались к Подя, говорили так: «Кя, Подя! Дай мне соболя!» или: «Подя, ты мне в этом году дай много соболей, и я не пожалею. Всегда, когда буду пить, тебе налью». На рыбалке говорили примерно следующее: «Кя, Подя, дай рыбу мне, много не надо. Хватит полмешка карасей и четыре сазана». Затем макали в стакан с водкой указательный палец правой руки и брызгали 2–3 раза в разные стороны, потом ели сами. Постоявшую минут 15 водку можно было выпить самому или с напарником поделить. Если костер вспыхивал при попадании в него капель водки, кусочков еды, это означало, что Подя «принял угощение». Но важно в приношениях меру знать. Нанайцы говорят "много лить в костер водки нельзя, пьяным будет Подя". Угощение Подя – сугди, делалось на каждой стоянке- ночевке, где разжигался костер. Ульчи не говорили вслух свою просьбу к хозяину огня, мысленно просили удачу, хорошей погоды.
По представлениям коренных народов Приамурья дух-хозяин огня мог находиться в гнилом дереве. Прежде чем срубить такое дерево, к нему обращались с объяснением необходимости его рубки и просьбой к духу-хозяину огня покинуть это дерево. Нанайцы считали Подя хозяином муравьев. За осквернение муравейника Подя якобы наказывал человека нагноением глаз и нарывами на теле и лице.