Найти тему

Отложенный старт

В нашей стране стартовала программа модернизации первичного звена здравоохранения.

До 2025 года в России будет направлено порядка 550 млрд рублей на техническое перевооружение первичного звена здравоохранения. Средства пойдут на модернизацию более 3 тысяч самых доступных населению медицинских организаций – ФАПов, поликлиник, амбулаторий, районных больниц. Предполагается, что реализация программы позволит через пять лет создать сеть современных лечебниц, оснащенных инновационным оборудованием, и ликвидировать дефицит врачебных кадров.

Программа срочной модернизации системы первичного звена здравоохранения стала ответом на острую критику состояния отрасли на совещании в августе 2019 года со стороны президента России Владимира Путина. «Вне зоны доступности первичного звена здравоохранения в прошлом, 2018 году еще находились 499 населенных пунктов численностью от 100 до 2 тыс. человек, — заметил президент. — К 2021 году должно быть охвачено 100% таких населенных пунктов. Конечно, с момента старта проекта прошло не так много времени — это ясно, и подводить итоги, конечно, абсолютно преждевременно. Но мы и вы — люди, которые занимаются этой работой профессионально, — должны знать, уверен, знаете: люди сегодня по-прежнему не удовлетворены уровнем и качеством работы первичного звена».

Усиление слабого звена. После этой отповеди федеральный Минздрав занялся разработкой документа, согласно которому до 2025 года в стране планируется отремонтировать более 10 тыс. зданий медучреждений, закупить свыше 88 тыс. единиц оборудования, приобрести более 20,2 тыс. единиц автотранспортных средств, устранить кадровый дефицит. На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 500 млрд рублей, еще порядка 50 млрд рублей — из региональных бюджетов.Сосредоточение усилий по модернизации на первичном звене вполне обоснованно, так как именно на него приходится даже в нековидное время в среднем до 900 млн обращений в год. При этом в первую очередь провинциальные медучреждения страдают либо крайним износом (7915 зданий — 11%), либо, даже будучи построенными с нуля, отсутствием необходимых специалистов. Требуют срочной замены рентгеновские аппараты, флюорографы, маммографы, аппараты УЗИ, ИВЛ, операционные столы, эндоскопическое оборудование и лабораторные комплексы. Но даже на приобретенном инновационном оборудовании некому работать.

Врачи жалуются на высокую нагрузку, низкую зарплату и тяжелые условия труда в различных регионах страны. Создать единый стандарт оказания первичной медицинской помощи, к примеру, в столице и глухой сибирской деревне на практике нереально.Для изменения ситуации требуется принять срочные меры по модернизации первичного звена как наиболее востребованной у россиян части медицинской работы.

За последние два года в рамках реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в стране введено в эксплуатацию 1396 ФАПов и врачебных амбулаторий в 71 субъекте Федерации, приобретено и поставлено в медорганизации 985 передвижных медицинских комплексов, в 2021 году будет еще поставлено 304 комплекса.В 85 субъектах РФ созданы региональные проектные офисы по созданию и внедрению «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

«При проведении модернизации необходимо менять парадигму первичной помощи, исходя из того, что позволит улучшить систему здравоохранения, — уверен председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. — Предстоит решить проблемы кадров, маршрутизации, независимой оценки, отраслевой оплаты труда, изменения социального статуса медработников, которые должны получить возможности профессионального роста и получения жилья, представлять свои социальные перспективы. Мы должны построить честную и эффективную систему с единым брендированием и стандартами наличия оборудования».

Паспорт для первички. В декабре минувшего года все региональные программы модернизации в целом были одобрены межведомственной рабочей группой Правительства РФ.«Реализация мероприятий программ позволит внести ощутимый вклад в обеспечение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи, чтобы граждане РФ, в том числе проживающие в самых отдаленных и труднодоступных уголках страны, получали весь спектр комплексных медицинских услуг», сообщили в пресс-службе Минздрава РФ.

В 2021 году вступил в силу закон, согласно которому пациент вправе напрямую обратиться в федеральную клинику и получить необходимую помощь. Программой государственных гарантий предусмотрен особый порядок оплаты такой помощи. «И что важно, за финансирование федеральных клиник будет отвечать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования без привлечения страховых организаций, — пояснила заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова. — По сути, введение этого механизма позволит нам впоследствии максимально приблизиться к правильной, менее дифференцированной модели оказания медицинской помощи с точки зрения ее финансового обеспечения».

Вице-премьер рассказала, что с 2021 года в связи с изменением законодательства в системе обязательного медицинского страхования, предполагается выделение в базовой программе объемов медпомощи, оказываемой федеральными организациями.«Теперь каждый субъект Российской Федерации, минуя межрегиональные расчеты и межрегиональные взаимодействия, сможет направлять пациентов в федеральные учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Хочу сказать, что мы это делали осознанно, выводя федеральные организации на прямое финансирование из Федерального фонда ОМС для того, чтобы можно было максимально комфортно высокотехнологичную помощь из всех регионов страны получать в наших ведущих организациях», — пояснила она. В планах 2021 года — проведение 1,2 млн высокотехнологичных операций.С начала текущего года проект модернизации первичного звена здравоохранения, отложенной на полгода в связи с пандемией, стартовал уже во всех регионах страны. Модернизация охватит 3003 медицинские организации. В ближайшие три года они должны быть профинансированы в рамках программы на общую сумму 90 млрд рублей ежегодно.

Эти средства пойдут к 2025 году на строительство 5592 объектов и капремонт 7974 медучреждений, в том числе с использованием быстровозводимых конструкций.Больницы должны получить 20,2 тыс. единиц автотранспорта, переоснаститься и дооснаститься медоборудованием на общую сумму 174,9 млрд рублей.Только в 2021 году запланированы капитальное строительство и реконструкция 1054 объектов, капремонт 1529 объектов, приобретение 26 625 единиц медицинского оборудования и 6739 единиц автотранспорта (из них 2000 автомобилей уже были отгружены Минпромторгом РФ до 31 декабря 2020 года).

«Такое отношение к здравоохранению стало беспрецедентным, я такой активности не помню, прокомментировал усилия Правительства РФ по модернизации отрасли президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. В тяжелейший для всего мира год мы выходим с неплохими по сравнению с общемировыми показателями. Правительству досталась тяжелая ситуация в первичном звене, но оно было спасено, ситуация постепенно становится лучше».

При проведении модернизации необходимо менять парадигму первичной помощи, исходя из того, что позволит улучшить систему здравоохранения. Мы должны построить честную и эффективную систему с единым брендированием и стандартами наличия оборудования.
При проведении модернизации необходимо менять парадигму первичной помощи, исходя из того, что позволит улучшить систему здравоохранения. Мы должны построить честную и эффективную систему с единым брендированием и стандартами наличия оборудования.

Модернизация здравоохранения первичного звена РФ

Сроки реализации ведомственной целевой программы — 2021-2025 гг.

Финансовое обеспечение программы

Всего — 550 млн руб.

2021 г. — 100 млн руб.

2022 г. — 100 млн руб.

2023 г. — 100 млн руб.

2024 г. — 125 млн руб.

2025 г. — 125 млн руб.

Цели программы

Цель 1: Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

Количество объектов капитального строительства (реконструкции), введенных в эксплуатацию, (ед.)

2021 г. — 1169

2022 г. —1638

2023 г. — 1906

2024 г. — 1411

2025 г. — 1200

Количество объектов недвижимого имущества, в которых осуществлен капитальный ремонт (ед.)

2021 г. — 544

2022 г. — 931

2023 г. — 1034

2024 г. — 796

2025 г. — 668

Цель 2: Оснащение медорганизаций, на базе которых оказывается первичная медпомощь, а также ЦРБ и РБ оборудованием для оказания медпомощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ОВЗ.

Оборудование для оказания МСП со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медорганизациях первичного звена (тыс. ед.)

2021 г. — 32

2022 г. — 28,5

2023 г. — 25,5

2024 г. — 23,5

2025 г. — 22

Новое оборудование, приобретаемое для медорганизаций, подведомственных ФМБА и оказывающих первичную медпомощь жителям ЗАТО и территорий, где учреждения ФМБА являются единственными государственными медорганизациями (ед.)

2021 г. — 210

2022 г. — 190

2023 г. — 220

2024 г. — 210

2025 г. — 200

Цель 3: Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ОВЗ.

Число посещений сельскими жителями медицинских организаций на 1 сельского жителя в год (ед.)

2021 г. — 7,08

2022 г. — 7,25

2023 г. — 7,42

2024 г. — 7,59

2025 г. — 7,77

Число посещений жителями ЗАТО единственных медорганизаций на территории на 1 жителя в год (ед.):

2021 г. — 9,1

2022 г. — 9,25

2023 г. — 9,33

2024 г. — 9,43

2025 г. — 9,5

Задачи ведомственной целевой программы

Задача 1

Оптимальная инфраструктура медорганизаций, уменьшение неэффективно используемых площадей, уменьшение зданий медорганизаций, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта.

Задача 2

Приведение материально-технической базы медорганизаций, оказывающих первичную МСП и их подразделений в соответствие требованиям Порядков оказания медпомощи, их дооснащение и переоснащение оборудованием для оказания медпомощи.

Задача 3

Повышение доступности медпомощи для сельских жителей и жителей отдаленных территорий.

Автор: Сергей Кисин.