Когда-то нашим государством делались большие ставки на специальные экономические зоны (СЭЗ). Нам рассказывали, что их деятельность будет способствовать переформатированию отечественной экономики и приведет в эти зоны крупных инвесторов с мировыми именами. Однако за все годы своего существования СЭЗ не только не стали вожделенными точками роста, но и пудовым камнем повисли на шее государства. И тем не менее ни у кого не поднимается рука «добить» их окончательно, хотя именной такой вариант еще несколько лет назад предлагал Елбасы.
Дорогой потерь
Несмотря на то что СЭЗ оказались убыточным проектом, отвечающие за них чиновники занимают глухую оборону всякий раз, когда заходит речь об их отправке на свалку истории. Именно в эти моменты функционеры разных мастей, развивая крейсерскую скорость, спешат на помощь своему детищу, словно Чип и Дейл, хотя Счетный комитет довольно ясно дал понять, что спасать тут особо нечего. Судите сами.
По выводам государственных аудиторов, с 2001 по 2019 год на строительство инфраструктуры для СЭЗ только из республиканского бюджета было выделено 372 миллиарда тенге, из них 62% – из средств Нацфонда. Также в Счетном комитете акцентируют внимание и на других немаловажных аспектах:
«Общий объем привлеченных в СЭЗ инвестиций составил порядка 4,3 триллиона тенге. 65% составили инвестиции с участием субъектов квазигоссектора, которым ранее эти деньги были выделены из республиканского бюджета или Нацфонда. На 1 тенге госвливаний приходится чуть больше 3 тенге инвестиций, из которых 1,1 тенге – частные, остальные – квазигоссектора».
Так куда и на какие цели ушли эти деньги? Вопрос далеко не праздный. Особенно если учесть, что полностью завершенное строительство отмечено только в трех из тринадцати СЭЗ. Стоит ли удивляться, что в большинстве зон реализуется максимум один-два проекта, а в некоторых – и вовсе по нулям? Да и те, что запущены, нередко вызывают нарекания. Все мы помним скандалы, связанные с изготовлением на одной из таких особо охраняемых экономических территорий планшетов якобы казахстанского производства, а на другой – патронов.
По последним официальным данным, объем условных потерь в рамках идеи работы СЭЗ составляет более двух триллионов тенге. И это далеко не все печальные итоги их деятельности. Несколько месяцев назад вопрос их неэффективности поднял Касым-Жомарт Токаев:
«Из бюджета в инфраструктуру тринадцати СЭЗ дополнительно вложено 340 миллиардов тенге. За этот период от СЭЗ получено только 170 миллиардов тенге налогов. Создано всего 18 тысяч постоянных рабочих мест. Практически все СЭЗ имеют проблемы с качественным заполнением, то есть плохо управляются».
Президент тогда поручил правительству проанализировать весь спектр предоставляемых СЭЗ налоговых преференций на предмет их эффективности и целесообразности и прямо сказал, что неэффективные зоны следовало бы закрыть.
Но главу государства даже слушать не стали. Мало того, всерьез инспекцией СЭЗ и их наследия никто так и не занялся (если не брать в расчет министра Атамкулова, который тут же придумал растянуть мучение зон во времени и избавить их от привязки к приоритетности видов деятельности) плюс было громко заявлено о создании новых СЭЗ – экологических производств в Туркестанской области и с «гастрономической» направленностью в Кызылординской…
Эффект дежавю
Все, что сегодня происходит вокруг деятельности СЭЗ, до боли напоминает ситуацию из недавнего прошлого нашей страны.
Еще в 2013 году первый президент Казахстана поручал кабмину разобраться со всеми СЭЗ:
«Которые не нужны, не работают, ликвидируйте. Это трата государственных денег».
Но никому из премьеров эта ноша оказалось не по силам. Один только Бакытжан Сагинтаев грозился разворошить улей накопленных проблем, однако от слов к делу так и не перешел.
В 2018 году Елбасы снова вернулся к вопросу неэффективности экономических зон:
«Пусть правительство критически рассмотрит эти СЭЗ на предмет, что они делают и где результат. И пока мы не разберемся, никаких новых СЭЗ не создавать».
Казалось бы, после того как первое лицо государства дважды потребовало принятия срочных мер в отношении СЭЗ, они должны были быть стерты с лица земли. Да и некоторые чиновничьи головы просто обязаны были полететь. Но почему-то получилось, как в песне, – «вот пуля пролетела, и ага». Вместо того чтобы поганой метлой вымести Пожирателей бюджета, в которые превратились СЭЗ, наше правительство наняло именитых иностранных консультантов, которые убедили его в перспективности дальнейшего развития экономических зон. Дальше – больше.
Чиновники стали с упоением озвучивать данные о том, что в некоторых СЭЗ доля выручки приобрела космические масштабы, в другие зашли компании с мировыми именами, третьи же стали настолько успешно и эффективно работать, что не в состоянии запустить в свой маленький экономический рай новых игроков.
Понес ли хоть кто-то ответственность за столь откровенное очковтирательство, когда выяснилось, что на самом деле всем этим пафосным отчетам – грош цена?
По законам жанра, конечно же, нет. Как вряд ли кто-то ее понесет сейчас за последовавшие после критики СЭЗ со стороны Касым-Жомарта Токаева решения.
Скорее всего, в конце года из отчетов кабмина мы узнаем об очередной эре расцвета экономических зон и о мультипликационном эффекте, который они оказали на нашу экономику. Правда, эти мифы просуществуют в аккурат до новой критики со стороны президента или следующих разоблачений Счетного комитета. Однако пока суд да дело, мы успеем закопать под фундамент этой идеи еще несколько сот миллиардов бюджетных средств. А что такого?! Мы – страна богатая, нефтяная… У нас этих миллиардов, как гуталина у дяди кота Матроскина из «Простоквашино», – ну просто завались…