Изменения в Федеральных законах 99-ФЗ и 69-ФЗ
В последнее время в связи с реализацией механизма «регуляторной гильотины» в законодательстве все чаще и чаще выносятся на рассмотрение новые законопроекты. Особое место здесь занимают проекты, затрагивающие регулирование деятельности в области пожарной безопасности.
В связи с этим хочется обратить ваше внимание на Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности» (далее — Проект), которым вносятся изменения в 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и масштабные изменения в 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ознакомиться с полным текстом Проекта вы можете здесь.
Давайте посмотрим, какие изменения следует ожидать в этой области согласно Проекту Постановления:
1. Одна пожарная лицензия вместо двух и лицензия на проектирование
В настоящее время в области пожарной безопасности предусмотрено 2 вида лицензий:
- на монтаж, ТО и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- на тушение пожаров.
Проектом же предлагается внести изменения в 99-ФЗ и вместо двух видов лицензий установить один, то есть выдавать единую «лицензию на деятельность в области пожарной безопасности».
Вместе с тем также предлагается сделать подлежащими лицензированию работы в области проектирования средств обеспечения пожарной безопасности (ПБ) зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также разработку проектной документации на объекты, которые не подлежат экспертизе (например, ИЖС, садовые домики и т. п.).
Непонятным сразу становится, при чем здесь проектирование. Ведь проектирование сейчас регулируется областью СРО, и в связи с этим возникает закономерный вопрос: «Нужно ли для выполнения работ не только состоять в СРО, но и получать пожарную лицензию?».
2. Лицензия сроком на 5 лет
Ранее у нас уже была такая практика, что лицензии выдавались с установленным сроком их действия на 5 лет. Но потом в эту норму закона были внесены изменения, и выдаваемые лицензии стали иметь бессрочный характер.
Проект же возвращает нас на несколько лет назад, так скажем, на предыдущую стадию, и лицензии вновь предлагается выдавать сроком на 5 лет.
3. Индивидуальный предприниматель (ИП) получить пожарную лицензию НЕ СМОЖЕТ
Проект Постановления предусматривает предоставление лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности только юридическим лицам, таким образом, абсолютно необоснованно оставляя «за бортом» индивидуальных предпринимателей.
Между тем, исключая возможность индивидуальных предпринимателей претендовать на получение такой лицензии, нормы никак не обосновывают, каким образом влияет наличие статуса юридического лица на качество проводимых работ.
Также Проект устанавливает лицензионные требования соответствия соискателя лицензии, которыми в том числе лицензирующий орган и руководствуется при принятии решения о предоставлении лицензии. А так как такие требования направлены именно на обеспечение достижения целей лицензирования, то именно они, а не наличие статуса юридического лица, свидетельствуют о возможности лицензиата качественно выполнять работы!
4. Приостановление лицензии за неоднократные нарушения установленных требований
Предлагается установить возможность лицензирующего органа приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений лицензионных требований. Между тем, такому приостановлению должны обязательно предшествовать процедура выдачи предварительных предостережений и предоставление времени для устранения нарушений сроком до 3 месяцев, а в случае их неустранения — обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия при этом приостанавливается до даты вступления в силу решения суда.
Сейчас приостановление действия лицензии возможно только в случаях:
- привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
- назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение.
5. Деятельность в области пожарной безопасности должна быть основным видом деятельности
Как мы знаем, у любого юридического лица и ИП может быть много дополнительных видов деятельности, так называемых ОКВЭД, но основной вид деятельности — всегда только один.
Проектом Постановления предусматривается, что на получение пожарной лицензии может претендовать только юридическое лицо, у которого в качестве основного вида деятельности указана деятельность в области пожарной безопасности!
Наиболее подходящим ОКВЭД может быть 84.25.1 «деятельность по обеспечению пожарной безопасности», но он звучит не совсем в соответствии с трактовкой, предусмотренной Проектом: «деятельность в области пожарной безопасности», что в очередной раз может создать двоякое толкование норм закона и фактически является неисполнимым требованием.
6. Неприменение риск-ориентированного подхода
Проектом предусматривается, что при осуществлении государственного контроля за деятельностью лицензиатов недопустимо применение риск-ориентированного подхода.
Что такое риск-ориентированный подход, вы сможете более подробно узнать из статьи «План и периодичность проведения плановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора».
Таким образом, становится не совсем понятным, почему, учитывая предусмотренный Проектом срок действия лицензии длительностью всего в 5 лет, одновременно предусматривается неприменение риск-ориентированного подхода.
7. Обязательное переоформление действующих лицензий!
Да-да, вы не ослышались! Проект Постановления предусматривает необходимость обязательного переоформления всех лицензий в области пожарной безопасности (на тушение пожаров, монтаж и прочее), выданных до 1 января 2021 года. Причем такое переоформление будет возможно, только если лицензиат подтвердит свое соответствие новым лицензионным требованиям. А сделать это необходимо успеть в течение года, то есть до 1 января 2022 года!
И вместо того, чтобы совершенствовать эффективность пожарного надзора (контроля), предлагается запустить процесс массового переоформления лицензий с необоснованным несением лицензиатами дополнительных затрат, в том числе в части необходимости оплачивать государственную пошлину за такое переоформление. Видимо, то, что закон обратной силы не имеет, к данному Проекту не относится!
А если учесть, что сейчас в РФ более 46 000 лицензиатов, а государственная пошлина за переоформление лицензии составляет 3 500 рублей, то путем несложных вычислений можно предположить, какой объем дополнительных расходов может быть возложен на всех действующих лицензиатов.
Таким образом, как мы уже поняли, если Проект останется именно в такой редакции, то без лицензии могут остаться не только все индивидуальные предприниматели, но и часть организаций малого и среднего предпринимательства.
Ну и напоследок скажем, что с начала рассмотрения Проекта из него все-таки была убрана часть ну совсем «странных» нововведений, как например то, что на получение пожарной лицензии может претендовать юридическое лицо, имеющее уставный капитал не менее 150 000 рублей.