Найти тему
Электромобили - InsideEVs

Почему президент США игнорирует Илона Маска?

На прошлой неделе президент США Джо Байден подписал указ, призывающий обеспечить увеличение доли электромобилей в продажах новых машин до 50% к 2030 году. На встрече присутствовали руководители концернов General Motors и Ford, а также группы Stellantis, в которую теперь входят Chrysler, Dodge и Jeep.

А вот представителей Tesla на встрече не было. Более того, их не позвали специально.

Так почему же? Сейчас именно Tesla лидирует по продажам электромобилей в США, она и именно она строит новые заводы и с высокой долей вероятности эти самые 50% будут достигнуты во многом именно за счет "Теслы". Остальные американские автоконцерны заявили, что к 2030 году доведут долю электромобилей в своих продажах только до 40%. То есть вытянуть с 40% до 50% средний показатель по стране планируется за счет "Теслы" и других старатпов.

Однако оказалось, что у компании Илона Маска в стране образовалось множество влиятельных противников, и Байдену, чья власть зависит от поддержки избирателей, проще не замечать Маска, чем его недругов. Так кому же он перешел дорогу?

В первую очередь профсоюзу работников автопрома. Могучая организация UAW давно проникла на заводы Ford, GM и Chrysler, став одной из причин бедственного положения американских автоконцернов: из-за необходимости выполнять требования профсоюзов они несут издержки и проигрывают конкуренцию японским и корейским автогигантам.

Видя все это, Маск занял непоколебимую позицию: члены профсоюзов работать в Tesla не могут. И это уже многие годы бесит руководство UAW. Поскольку их на встречу с Байденом пригласили, они поставили условие: или мы, или Маск. Профсоюз объединяет куда большее число избирателей, так что президент сделал самый очевидный выбор.

Впрочем, есть у "Теслы" и другие враги. И это автомобильные дилеры. В США, как и в большинстве стран мира, автомобили продаются через независимые от автоконцернов автосалоны, где эти же машины потом обслуживаются.

Но электромобили Tesla с самого начала продажится напрямую, через интернет, минуя автосалоны. Более того, им не требуется регулярное техническое обслуживание в привычном понимании. Таким образом, чем больше будет рыночная доля "Теслы", тем хуже дилерам. А у них работают десятки и сотни тысяч людей по всей Америке. Игнорировать эту группу избирателей Байден также не может.

С другой стороны, все больше избирателей озабочены проблемой изменения климата. И для них Маск - очевидный авторитет. Так что, быть может, Байден все же просчитался?