Интересное интервью Виктора Яценко, который рассказал, как создавались мобильные операторы «Феникс» и «Лугаком», почему телеграмм-канал республиканского министерства связи стал информационной площадкой российской партии «ЗА Правду», что послужило его уходу с поста министра и почему он считает «Почту Донбасса» своим главным детищем.
Ниже будет приведена не хвалебная ода заслугам бывшего чиновника ДНР, как может показаться некоторым, а история обычного человека, патриота своей земли, повстанца времен Русской весны.
В свои неполные 30 лет без малейшего опыта в госуправлении, да и в принципе проектах подобного масштаба, Виктор Яценко смог почти с нуля создать независимую мобильную связь, которая не просто работает, а ещё и радует более-менее стабильным интернетом.
«Вы знаете, все сложно и просто одновременно. Сначала просто была идея, потом появилась команда, а вместе с ней огромное желание реализовывать, строить и создавать, – вспоминает экс-министр с ностальгией по далеким временам русского национального подъема, – Именно команда стала тем самым фундаментом, благодаря которому у нас получилось то, что не получилось у других».
Сумев доказать свою профпригодность, 14 ноября 2014 года Виктор Яценко был назначен на должность министра связи, а уже через несколько месяцев ему удалось запустить мобильную сеть «Феникс» и сделать внутри нее первые звонки. Прошу подробностей о пути реализации и слышу типичное объяснение: «Везение, удача и, как я уже сказал, команда».
Яценко объясняет, что именно от людей, специалистов в своей сфере, зависел успех начатого дела. В 2014 году Республика уже испытывала острую нехватку в специалистах: кто-то выехал, кто-то поменял профессию. Тогда в сжатые сроки была объявлена фактически мобилизация всех, кто имел профильную квалификацию.
Рассказывая о других трудностях, с которыми пришлось столкнуться, экс-министр озвучивает самую распространенную – неверие. Неверие со стороны других ведомств и некоторых своих коллег: «Помню тот момент, когда только получил назначение. Я вышел с инициативой, сделал пресс-релиз о том, что мы сами построим собственного сотового оператора. Но ничего кроме смеха у зарождающейся новой элиты ДНР мой порыв не вызвал. Все подумали, что этот молодой человек недолго просидит в своем кресле со своими идеями про сотовую связь»
Однако, по его словам, как только все начало работать к нему в тот же день подошёл десяток человек со словами: «Ты знаешь, вот никто не верил, а я в тебе не сомневался».
Словно подводя некие итоги, Яценко произносит: “Историю мы делаем сами! Когда мы пытаемся рассчитывать, что нам кто-то поможет – ничего не получается».
Помимо неверия экс-глава ведомства столкнулся с более насущной проблемой – отсутствием финансирования.
«На начальном этапе сотрудникам министерства банально не платили зарплату. Все другие ведомства уже ее получали, а Министерство связи – нет, не смотря даже на подписанный Главой ДНР Александром Захарченко указ о выделении финансирования под создание сотового оператора, – вспоминает Виктор Яценко, но всё равно резюмирует очередной оптимистичной фразой – Это тоже было лишь испытанием для того, чтобы выполнить поставленные задачи».
Скорее всего, стать министром связи Яценко было предначертано судьбой. Ещё задолго до назначения на должность, будучи добровольцем, прибывшим в Славянск на защиту интересов Донбасса, он не смог смириться с «отсутствием культуры в области информационной безопасности».
«В Славянске я столкнулся с тем, что в тот момент все продолжали говорить исключительно по украинской связи, – рассказывает Виктор и подкрепляет тогдашние свои опасения живым примером из 2021 года – Сейчас выложили записанные тогда разговоры Медведчука с другой стороной, которые подтверждают, что никакого генерального плана или спецподготовки Генштаба одной из башен Кремля – ничего этого не было, люди действовали по наитию».
По словам Яценко, когда он обратил внимание на переговоры по украинской связи, его предложение о предоставлении шифрованной связи в тот момент было воспринято «на ура».
«Уже через несколько дней первые телефоны с шифрованной связью появились в Славянске, Артёмовске, Краматорске, Дружковке, в подразделениях, которые стояли в Донецке, затем у Мозгового, у Макса 105-го в Изварино, у Лешего в Луганске, у Болотова, у Хмурого, у Захарченко и так далее», – вспоминает он.
Также интересно, если верить Яценко, то и «Лугаком» создавался в рамках единого проекта создания сотовой связи на территории ДНР. По его словам, он не раз ездил с коллегами в Луганск, уговаривал правительство ЛНР и доказывал, что это делать необходимо.
На вопрос о том, почему же министр стал экс-министром, Яценко отвечает: «Наступил момент, когда нужно отойти в сторону и двигаться дальше. 5 лет — это хороший период для моей личной карьеры, для моего опыта, для формирования команды».
Вообще, мне показалось, что Яценко один из самых оптимистичных людей, которых я встречал. Так как даже говоря о, казалось бы, сложном периоде – увольнении – он утверждает, что вынес из своей донецкой карьеры самое главное.
«Самое главное – человеческий капитал. За это время я собрал не просто команду, я собрал друзей и единомышленников. Приятно, что основной костяк поддерживает меня и, несмотря ни на что, идет со мной во все начинания и новые проекты. Уверен, что такому опыту все могут только позавидовать», – хвастается Виктор
В рамках тех новых проектов, о которых Яценко сам упомянул, я не постеснялся задать достаточно распространённый вопрос на просторах Донецкой Народной Республики. А именно – почему телеграмм-канал министерства связи ДНР был переформатирован в агитационную площадку российской партии «За Правду».
«Это был мой личный телеграмм-канал, который я создавал для себя. В дальнейшем он был преображен в рупор министра связи ДНР. Учитывая, что там появился новый министр, я посчитал, что канал нужно забрать с собой в те проекты, которыми занимаюсь я. Это моё личное достижение: раскрутка, значимость его в республике», – заявил экс-министр с ноткой гордости отметив, что с момента его ухода прошло почти два года, а текущий канал Минсвязи так и не достиг тех высот, которых смог добиться его канал.
Резюмирую мое общение с экс-министром связи показательной историей. Когда я только написал Виктору Яценко с просьбой дать комментарий ноунейм изданию, он показался мне зажравшимся чиновником, затребовавшим кучу документов, прежде чем ответить. Однако буквально после третьего сообщения и быстрого устаканивания вопроса моей убежденностью не враждебной позиции, я написал ему целый ряд вопросов, самый крайний из которых звучал примерно так: «Какого хрена «Феникс» достоин уважения, а «Почта Донбасса» работает не всегда прекрасно?».
И тут что-то пошло не по плану. Яценко очень не понравилась такая формулировка моего вопроса и я был удостоен ответом на него незамедлительно (остальные я получил через двое суток). Кстати, именно этот факт и повлиял на дальнейшее написание статьи, добавив в моих глазах человечности этому мужчине.
«Ваша формулировка крайне неверна. Почта – это самый главный мой проект в ДНР! Я сделал в воюющей республике предприятие рентабельным и эффективным. В ЛНР почта дотируется, из бюджета. При мне было отремонтировано более шестидесяти отделений. Был постоянный рост фонда оплаты труда, 100% автоматизация делопроизводства. У нас был собственный процессинговый центр. То, во что сейчас все превращают, это просто, чтобы довести мои труды до общего уровня всех процессов в республике».
Также вам может быть интересно Гражданское общество против наркотиков или #Спецпроект “Народная память – Русский Донбасс”