Сегодня 75% всех автомобилей работают на ископаемом топливе, но в последнее время все чаще слышны новости о том, что очередной автоконцерн утвердил программу перехода на электромобили, или Еврокомиссия собирается выпустить новые требования, которые ДВС выполнить в принципе не смогут. Давайте разберемся, какие альтернативы нам предлагает рынок и можно ли ими комфортно пользоваться в России.
Автомобили с ДВС
Начнем с самого популярного вида автомобилей в мире. Пройдемся по всем пунктам плана и узнаем, почему дизельные и бензиновые двигатели сейчас самые популярные.
Покупка
Звание самого дешевого автомобиля заслуживает Tata Nano со стоимостью 120 тысяч с завода. Крайне экономная машина, дешевая в обслуживании и вообще идеальная для города. Но зимой с ней будет много проблем, да и комфорт оставляет желать лучшего.
Самый популярный автомобиль в России уже довольно долго остается Lada Granta. Ее стоимость с завода – 450-500 тысяч рублей. Это машина, сделанная специально для суровых российских условий – простая, дешевая и практичная. Правда машина быстро начинает ломаться при неправильном использовании. Комфорт здесь определенно есть, но его уровень недостаточный.
Если денежными средствами вы не ограничены, то одним из лучших автомобилей для повседневного использования лично я считаю Lexus LX570 – мощный и очень комфортный внедорожник. Минусов у него мало, но цена доходит до 9 млн. рублей.
Рынок б/у авто куда более пестрый. Там можно купить машину и за 5000 рублей, правда вряд ли она без проблем доедет до гаража.
Комфорт
Тут все напрямую зависит от ценовой категории вашего автомобиля, конструкции двигателя и трансмиссии. Если в автомобиле установлена МКПП, то управление им становится весьма сложным – помимо нажатия на газ/тормоз и вращения руля, нужно еще работать с рычагом КПП и педалью сцепления. Все меняется, когда у вас в машине стоит АКПП. Там вам не нужно дергать рычаг, вы только задаете режим работы.
Когда вы переключаете передачу, то ощущается заметный рывок. Этой проблемы лишены автомобили с вариатором.
Еще одна проблема – шум двигателя и вибрации салона. Конечно, в дорогих авто это ощущается меньше, но по сравнению с бесшумным электромотором это серьезный минус.
Заправки
В России сейчас построено более 20 тысяч АЗС по всей территории страны. В среднем на трассе есть минимум одна заправка на 65 километров. Учитывая, что запас ходы среднестатистического автомобиля – больше 800 км, заправка точно не будет проблемой.
Заправка обычно длится пару минут и ее вполне можно произвести по дороге на работу или домой.
Затраты на эксплуатацию
1. Страховка. Обязательным для владельцев автомобилей является полис ОСАГО. Цена разная, но в среднем составляет 15 тыс. в год. Если вы берете машину в кредит или просто желаете себя обезопасить, то можно оформить полис КАСКО. Стоит такой полис до 90 тыс. в год.
2. Транспортный налог. Зависит от машины. Для среднестатистического седана составляет 5-6 тыс. в год.
3. Обслуживание автомобиля. Для среднестатистического седана обслуживание составляет около 15-20 тысяч в год.
4. Дополнительные расходы. Сюда относится ТО, шиномонтаж, расходники и аксессуары. Примерно 35 тысяч в год.
5. Топливо и прочие текущие расходы. 92 бензин стоит 45-46 рублей. Средний пробег автомобиля в год – около 25 000 км. Возьмем средний расход за 10 л/100 км. Тогда в года на бензин будем тратить около 100-115 тыс. рублей. Добавим 15 тыс. на прочие расходы типа мойки. В итоге в год будем тратить 130 тыс.
Итого эксплуатация автомобиля с ДВС обойдется владельцу в среднем в 200-300 тысяч в год.
Итог
Новые машины с ДВС стоят 120 000 – 9 000 000 рублей. На вторичном рынке – примерно в 2 раза дороже. В среднем покупка автомобиля обходится владельцу в 500 000 рублей. За год такая машина будет требовать еще 200-300 тысяч рублей.
Электромобили
На этот тип машин производители начали массово переходить совсем недавно, поэтому рынок электромобилей составляет 9-10% от всего рынка автомобилей.
Покупка
Самым дешевым электромобилем можно считать Renault Twizy за миллион рублей. Цена по сравнению с Tata Nano огромная. Twizy очень тесный – в нем всего два места, он некомфортный, да и запас хода у него ограничен 100 км.
Самый популярный электромобиль в России – Nissan Leaf. Новый можно купить за 1.5-2 миллиона. В целом владельцы очень положительно отзываются об этой машине.
Один из лучших на данный момент электромобилей - Tesla Model S. Стоимость в России – 6-7 млн. рублей. Машина очень комфортная , но цена сильно обжигает.
На б/у рынке можно купить электромобиль за 300-500 тысяч.
Комфорт
У электромобилей есть два огромных преимущества – отсутствие необходимости в КПП и абсолютная бесшумность. Насчет бесшумности я не соврал – при движении машина издает лишь легкий гул, а во время стоянки – так и вовсе не понятно – включен автомобиль или нет. Также электромобиль не создает вибраций своим мотором.
Из-за отсутствия КПП авто очень плавно набирает скорость. К тому же нет необходимости переключать передачи, соответственно и рывков, как у обычного автомобиля, тоже нет.
В плане комфорта электромобиль – идеальный выбор.
Заправки
Вот мы и добрались до главного минуса автомобилей с электродвигателями. По данным «Газета.ру» в России насчитывается всего 160 заправок для электромобилей, причем 100 из них – в Москве.
Еще одна проблема – низкая скорость зарядки. Все зависит от мощности зарядной станции. Большинство московских станций имеют мощность 11 кВт, и зарядка электромобиля на них занимает до 4 часов. На данный момент быстрых станций в России нет, но в теории электромобиль можно зарядить и за 15 минут – это вопрос инфраструктуры.
Затраты на эксплуатацию
1. Страховка. На электромобиль по закону также нужно оформлять ОСАГО. Стоимость примерно сопоставима с автомобилем с ДВС.
2. Транспортный налог. Многие почему-то думают, что владельцы электромобилей его не платят. Это неправда – никаких исключений для такого рода машин не предусмотрено.
3. Обслуживание. Основные затраты здесь – амортизация батареи, замена масла и различных агрегатов типа ремня ГРМ не требуется. Тем не менее обслуживание электромобиля обходится примерно в ту же сумму, а иногда даже дороже, чем автомобиля с ДВС.
4. Дополнительные расходы. С автомобилем с ДВС здесь будет отличаться стоимость ТО. В электромобиле меньше агрегатов требует обслуживания, поэтому стоимость ТО на 40-60% меньше.
5. Топливо и прочие текущие расходы. За полную зарядку автомобиля придется заплатить всего 200-500 рублей в зависимости от емкости батареи. Этого хватит примерно на 300 км. Значит в год вы будете тратить на зарядку машины около 42 000 рублей. Плюс 15 000 на дополнительные расходы – в итоге получим 57 000 в год.
Итак, эксплуатация электромобиля обойдется владельцу в 150-200 тысяч. Немного дешевле, чем на автомобиле с бензиновым или дизельным двигателем.
Итог
Купить электромобиль можно за 1-7 млн. рублей, а если брать с б/у рынка, то можно уложиться и в 300 тысяч. В среднем электромобиль стоит 1.5-2 миллиона. На обслуживание уходит 150-200 тысяч в год.
Так что же лучше?
В целом видно, что автомобили с ДВС стоят дешевле, чем электромобили, однако они дороже в эксплуатации. Эта разница вполне себе может окупить разницу в стоимости. Например, вместо Lada Granta можно купить Nissan Leaf в хорошем состоянии за 1 млн. и к концу срока эксплуатации он неплохо окупится. К тому же ездить на электромобиле, особенно по городу куда комфортнее, чем на машине с ДВС.
Основная проблема - зарядные станции. Можно сделать и свою домашнюю станцию, но стоить она будет больше 800 тысяч. Заряжать электромобиль от домашней розетки тоже можно, правда происходить зарядка до 100% будет больше 15 часов (на зарядной станции - 4 часа).