Говоря о медитации, всевозможных мозговых упражнениях для нервной системы, интеллекта, саморазвития, никак нельзя забывать об использовании зрительного канала восприятия окружающего мира и методах, основанных на изображениях, картинах, фотографиях и прочих визуальных вспомогательных средствах для входа в изменённые состояния сознания. Известный русский физиолог, врач, исследователь (а ещё и один из первых психологов в нашей стране) Иван Петрович Павлов, внёсший немалый вклад науку, научное развитие в нашей стране, часто пользовался одним интересным методом по гармонизации психики и улучшению её работы. Обсудим сегодня этот практический метод, а также поговорим о роли медитации в развитии внимания, зрительного и иных видов восприятия
Статьи о медитации и нейроупражнениях, вышедшие на моём канале
Эта статья входит в цикл, посвящённый медитации, медитативным техникам. Так, вышли следующие материалы:
Последняя статья, посвященная зрению, очень важна. Ведь там говорилось, что при помощи специальных упражнений, связанных со зрительным аппаратом, можно воздействовать на психику, улучшить её работу. Отчасти, это делается при помощи медитативных техник, а также специальных упражнений. Сегодня мы будем говорить о медитативных техниках, автором одной из которых можно назвать Ивана Павлова. Также, к ней будут даны мои "модификации", прекрасно работающие у многих практикующих людей
Ещё раз об эффектах медитативных упражнений
Прежде чем перейдём к практике, хотелось бы напомнить, что к эффектам медитации относятся: повышение интеллектуальных способностей; выработка чувства глубинного спокойствия, невозмутимости; улучшение памяти, восприятия, внимания, а также ликвидации бессонницы, общее оздоровление; личностный рост; повышение эстетических вкусов. Когда мы работаем с собой и над собой при помощи зрительных упражнений, практик, мы получаем в первую очередь улучшение психических способностей, а также повышаем наши эстетические вкусы. Иными словами, начинаем чувствовать прекрасное, видим как бы больше, более высокие смыслы
Метод Ивана Павлова
Доктор Павлов очень много работал. Такие люди как он всегда доводят начатое до конца. Кстати, по своему психотипу он был психастеником и ананкастом. К чему уж более точно он тяготел, однозначно сказать будет сложно, я пока не разбирал весь его психотип по полочкам. С другой стороны, психастеники и ананкасты относятся приблизительно к одной ветке, одному направлению. Иван Павлов очень любил порядок, занимался собирательством, коллекционированием. Так, у него было большое собрание картин. Картины ему дарили, он их покупал, знал в них толк. Более того, Иван Петрович периодически, а если говорить точнее, занимался рассматриванием картин. Говорят, что каждая картина у него была наделена смыслом, он так погружался в её сюжет, содержание, что видел гораздо больше, чем там изображено
Кстати, примечательно, но академик Павлов тоже занимался дифференциальной психологией. Он, для себя, выделял два типа людей: художников и мыслителей. На самом деле, у него была своя интересная, причудливая система, а типов было побольше, но основные типы - вот эти. Сегодняшняя статья, впрочем, не будет о типах. Об этом в другой раз
Интереснее же всего метод Ивана Павлова. Перед серьёзными делами, обычно утром, в начале рабочего дня, он ходил по своему кабинету, задумавшись. Он подходил к выбранной картине и стоял перед ней. Долго и вдумчиво "изучал" её глазами, осматривал, рассматривал в деталях, так и в целом. Окружающие говорили, что он мог замереть перед ними, словно бы и здесь в комнате стоит, но умом же где-то далеко, наверное в мире изучаемой картины. Ещё, он мог при этом что-то приговаривать про сюжет, про наблюдения, ощущения. Лично я думаю, что больше всего это походило на ритуал, сродни молитвы - весь вот этот вот ритуал с картинами, их восприятием, вживлением в их мир
Итак, только что мы получили описание метода вкратце, с видом со стороны. На самом деле, однозначной техники нет, поскольку у каждого человека могут быть свои изюминки восприятия. Однозначно же видим, что эффект от подобной практики был, поскольку Иван Павлов точно хорошо владел собой, своими эмоциями (а ведь он делал тяжелые операции и исследования; в некоторых случаях, как с собачками, приходилось переступать через себя и страдать потом морально). Вообще говоря, от многих хирургов я слышал похожие истории. У каждого есть своя "медитация", своё упражнение. Так, один доктор, сердечно-сосудистый хирург, регулярно перед операциями просматривал нотную запись известных музыкальных произведений. У него было неплохое музыкальное образование, где по нотам удавалось сразу слышать всю многоголосицу произведения. Другой доктор рассказывал, что перед тяжелой операцией ему достаточно посидеть в кресле с закрытыми глазами минут 10-15, представив себе далёкую страну (Страна Желанная? Как в "Мио, мой Мио"?), полёт над ней. Его это полностью умиротворяло, успокаивало, настраивало на нужный лад
Пошаговая инструкция для выполнения метода Павлова
Теперь я предлагаю каждому из вас небольшую инструкцию по выполнению подобного упражнения. Не надо считать её догмой. Вы вольны модифицировать, добавлять или убавлять шаги, что-то повторять несколько раз, а от чего-то иного полностью отказаться. Тем не менее, иметь пошаговую карту полезно. Особенно, когда только делаем первые шаги в медитации.
Итак. Прежде, чем начнём, нужно выбрать изображение для работы. Я сегодня не буду рассказывать про янтры, мандалы, картинки для нейроупражнений, символы, буквы. Это в другой раз. Сегодня чисто картины, в смысле живопись, либо фотографии высокого качества. Давайте возьмём картину В. Васнецова "Три Богатыря"
- Просто смотрим на картину, как это делаете обычно. Так, словно про упражнение не слышали ни разу
- Постарайтесь для себя запомнить, как именно вы это делаете. Пригодится в будущем для сравнения старого опыта с новым
- Теперь пробуем выбрать просто какую-нибудь нейтральную точку в середине изображения. Важно, чтобы это было что-то такое, неяркое, не самое важное. То есть не выбирайте знак, глаз, пуговицу, а что-нибудь такое, что само по себе предметом не является. Смотрите только на эту точку какое-то время, не переводя взгляда. Это можно делать аналогично тому, как я рассказывал в упражнении про кисть руки, когда выбирается точка для фиксации внимания
- Через какое-то время начинайте, не убирая взгляда с выбранной точки, вовлекать периферическое (боковое) зрение к процессу восприятия. Смотрите периферическим зрением на столько далеко, насколько возможно
- Меняем точки. Повторяем несколько раз шаги 3-4
- Теперь передышка. Просто смотрим на картину, как бы в целом. Без серьёзной фиксации на какой-либо детали. Просто смотрим, но без концентрации внимания
- Теперь вглядываемся в те или иные детали картины, предметы, лица (смотрим настроение), погоду (пасмурно или не очень), зелень и растения (кстати, заметьте, на картине про богатырей очень интересный пейзаж), цвета (пробуем понять, какое настроение). Желательно "анализ" проводить краткими и ёмкими словами, словосочетаниями. Настроение: хмурое, доброе, весёлое. Цвета природы: жёлтый цвет. Наверное осень? Ну и так далее. Я здесь привёл примеры, относящиеся не только к великому полотну Васнецова, а к любой работе
- Попробуйте ощутить эстетику картины. Словами не передать до конца, но можно попробовать ощутить самому те эмоции, что испытывают герои картины, либо зритель (а он тоже может быть героем, а не просто невидимым наблюдателем). Включите воображение
- Можно потихоньку включать воображение дальше, переключая на воображаемые вкус, звуки, прикосновения, ощущения. В картине "Три богатыря" мне, например, всегда чувствовался ветер, запах поля. Кто-нибудь наверняка почувствует запах лошадей (отдельные товарищи - запахи немытых тел богатырей... обсудим в комментариях, кому что "чудится")
- И так двигаемся по всей картине, все более и более погружаясь. Если очень повезёт, можно представить мысленные ожившие картины: как бы продолжение полотна художника; считайте, что его полотно - это лишь кадр из фильма
Важнейшие советы:
- Если приходят образы, ощущения (суть те же образы) - не концентрируйтесь на них. Да, пришло, хорошо. Прекрасно. Словно не замечайте, чтобы не спугнуть своим вниманием прилетевшую птицу. Вот такой должен быть подход!
- Выполнять упражнение нужно в спокойной обстановке в спокойное для вас время. Желательно, без каких-либо раздражителей кругом. Вас могут отвлечь, но это не должна быть та обстановка, где и когда вас будут отвлекать и раздражать постоянно
- Идеальное время - рано утром или ночью, но только если не устали
- Есть, впрочем, отдельная тема - выполнять похожие практики спросонья, особенно когда не выспались. В этом случае, есть риск впасть в лёгкий сон (который не вполне сон) и получить гипнагогические эффекты. Грубо говоря, в этом сне картина совсем оживёт. Попрактиковать можно и такое. Будет интересно послушать опыт, если у кого было
Всё остальное предлагаю обсудить в комментариях. Эффектом же будет то, что любую картину, любое произведение искусства, если этот подход наработаете, вы будете воспринимать теперь так, словно ещё дополнительные глаза появились. Например, станете замечать детали, которых никогда до этого не замечали. Согласитесь, это тоже приятно