У эксцентричного подполковника Джона Черчилля был девиз: «Офицер, идущий в бой без шпаги, одет не по форме». Правда, под шпагой он понимал старый добрый шотландский палаш, который постоянно таскал с собой. При этом, Черчилль не был каким-то диким шотландцем, викингом или средневековым рыцарем. Он был офицером британской армии сражавшимся на полях Второй Мировой войны.
В то время как все остальные палили из винтовок и пушек, Джон Черчилль отдавал предпочтение рукопашному бою. В дополнение к палашу, он часто использовал английский длинный лук и шотландскую волынку, заунывные звуки которой доводили до исступления не только врагов, но и подчинённых.
Жизнь героя была интересной уже с самого начала. Он родился в 1906 г. в Гонконге. Его отец Алек Флеминг Черчилль был назначен директором общественных работ в заморской колонии и семья последовала за ним в Азию, где проживала до 1917 года. С детства ему нравилось исследовать сельские районы вокруг города. Когда же семья вернулась в Англию, желание изучить окружающий мир только усилилось.
Юный Джон Черчилль поступил в Королевский военный колледж в Сандхерсте, который окончил в 1926 г., после чего убыл в Бирму с Манчестерским полком. Находясь на новом месте службы, он объехал на мотоцикле почти всю страну, порой добираясь до самых неизведанных её уголков. Там же он, к ужасу подчинённых, научился играть на волынке.
Вскоре страсть к приключениям и вызывающая эксцентричность стали несовместимыми со службой в армии. В 1936 г. Черчилль переехал в Найроби (Кения), где устроился работать редактором газеты, а заодно и фотомоделью. Примерно в это же время Джон попробовал себя в актёрской карьере (впрочем, безуспешно), считая, что навыки стрельбы из лука и игры на волынке являются его неоспоримыми достоинствами. Однако известно, что в 1939 г. Черчилль представлял Великобританию на чемпионате мира по стрельбе из лука в Осло.
Авантюрный дух Черчилля пригодился родине в 1939 г. После того, как Германия вторглась в Польшу, он немедленно поступил на службу в британскую армию, отправившись в составе экспедиционных сил во Францию. По слухам, во время одного из рейдов близ Ришбура (Па-де-Кале), капитан Черчилль устроил засаду немецкому патрулю, застрелив немецкого солдата стрелой из лука. Этим выстрелом он снискал славу единственного британца, убившего врага из «лонгбоу» во время этой войны. Впрочем, сам Черчилль, настаивал на том, что это байка, а его длинный лук был случайно раздавлен грузовиком еще при высадке. Но вот палаш пригодился, в качестве сигнального средства для начала атаки.
Во время отступления Британского экспедиционного корпуса Черчилль зарекомендовал себя как энергичный агрессивный командир, не желавший отдавать неприятелю ни клочка чужой территории. Особенно он любил налёты, глубокие рейды и контратаки, ведя в бой небольшие группы отборных солдат. После эвакуации с территории Франции Черчилль записался добровольцем в «коммандос» - подразделения спецназа, предназначенные для проведения рейдов в оккупированных немцами районах Европы.
Черчилль чувствовал себя в мире диверсий как рыба в воде. Он буквально жил и дышал обучением солдат, руководил, подавал пример, проклиная лень и беспечность. Его специальные лекции были написаны на простом и доступном солдатам языке: «Нет ничего хуже, чем сидеть на заднице и ничего не делать потому, что враг случайно оставил вас в покое. Присоединяйся и поддержи соседа всем, чем сможешь ...»
Но у Черчилля была и другая, тёмная сторона жизни. Как только выдавались свободные часы для отдыха, он принимался играть на волынке. Солдатам оставалось только стиснуть зубы и надеяться, что он скоро устанет и займётся чем-нибудь менее вдохновляющим. В короткие сроки он зарекомендовал себя в рядах коммандос как неустрашимый командир и большой оригинал (благодаря палашу, волынке и луку). Именно здесь за ним, совершенно заслуженно, закрепилось прозвище «Бешеный Джек» («Mad Jack»).
В декабре 1941 г. Джон Черчилль принял участие в налёте британских коммандос на немецкие опорные пункты на островах Вогсёй (Норвегия). Находясь на головном десантном корабле, «Бешеный Джек» всю ночь развлекал солдат игрой на волынке. По воспоминаниям очевидцев, немцы вскоре стали казаться меньшим злом, по сравнению с безумным командиром. Черчилль во главе своих ребят добрался до берега с неизменным палашом в руке и волынкой. Когда коммандос ринулись в атаку, в спину им ещё долго доносилась мелодия «Марша людей Камерона».
В ходе 14-часового рейда британские солдаты разрушили четыре фабрики, склады рыбьего жира, боеприпасов, топлива, телефонную станцию и несколько военных объектов. Город Молёй был сожжён дотла. Спецназовцы объявили об уничтожении как минимум 120 немецких солдат и захвате сотни пленных. Общие потери англичан составили 21 человек убитыми и 57 ранеными.
В июле 1943 г. Черчилль с отрядом спецназа высадился на Сицилии. Он был очень примечательной фигурой, благодаря притороченному к поясу палашу, луку, колчану со стрелами и волынкой под мышкой. Примерно в таком же виде он сошёл на берег и на плацдарме в Салерно (Италия).
Во главе группы коммандос Черчилль получил задачу захватить немецкий наблюдательный пункт у города Молина, контролировавший проход к Салерно. Спецназовцы проникли в город, после чего разгромили немецкий пост и взяли 42 пленных. Англичане погрузили раненых в найденные поблизости телеги, впрягли в них немцев и двинулись в расположение своих сил.
Вскоре Черчилль обнаружил, что в пылу боя где-то потерял палаш. Однако, он не побоялся в одиночку вернуться в город, чтобы отыскать своё сокровище. Догоняя колонну, Черчилль столкнулся с американским патрулём, который по ошибке направлялся в сторону немецких позиций. Попытки объяснить это американцам не увенчались успехом (да и как можно было всерьёз воспринимать случайно встреченного на просёлочной дороге британца, вооружённого палашом, луком и стрелами). - Ваше право, - заметил Черчилль, - Но в третий раз я спасать вас туда не полезу… После чего направился по своим делам.
В январе 1944 года Черчилль, возглавил отряд коммандос, около 1000 югославских партизан и несколько зенитных и пулеметных установок, став комендантом острова Вис, последнего участка суши в Далмации, не попавшего в руки немцев. Небольшие группы диверсантов высаживались по ночам на ближайших островах, громили немецкие гарнизоны и исчезали в ночи.
В мае 1944 г. союзное командование спланировало масштабную операцию по захвату острова Брач объединёнными силами британского спецназа и югославских партизан. Казалось, именно здесь удача отвернулась от Черчилля. В ходе боя группа коммандос во главе с «Бешеным Джеком» попала в окружение и была полностью уничтожена миномётным огнём. Черчилль подбадривал солдат игрой на волынке, пока не был оглушён разрывом мины. Уже после войны в его руки попался немецкий отчёт, в котором указывалось, что весь бой с позиций врага доносился «заунывный звук неизвестного музыкального инструмента».
Вскоре Черчилль пришёл в себя, обнаружив вокруг немцев – солдаты сапогами толкали англичан, чтобы выяснить, кто остался в живых. «Бешеному Джеку» позволили сыграть на волынке ещё раз, провожая в последний путь товарищей, после чего доставили самолётом в Сараево, а затем в Берлин, где, посчитали, что в их руки попался родственник британского премьер-министра. Существует история, что покидая самолёт Черчилль оставил горящую спичку в куче бумаги или ветоши, вызвав возгорание машины. Потом, во время допроса, он невинно сообщил разъярённому дознавателю, что ничего не знает о пожаре, но может поклясться, что сопровождавший его армейский офицер постоянно курил и читал газету.
В конце концов, выяснив, что Черчилль не представляет никакого политического интереса, немцы отправили его в концлагерь Заксенхаузен. Однако печально известная тюрьма стала лишь ещё одним вызовом неуёмному британцу. В сентябре 1944 года он с группой английских офицеров совершил побег, после чего направился к Балтийскому побережью. Однако недалеко от города Росток беглецы были пойманы и переведены в лагерь в Нидердорфе (Австрия).
Но и здесь Черчилль постоянно высматривал возможность побега, держа в кармане потёртой куртки ржавую консервную банку и несколько луковиц на случай, если вдруг представится такая возможность. Апрельской ночью 1945 г. в лагере отказала система освещения и коммандос растворился в темноте. В этот раз Черчилль направился к Альпам и итальянской границе. За восемь дней пути, он пешком преодолел около 150 км, пересёк перевал Бреннер и очутился в Италии. Вскоре Джон заметил колонну бронетехники, на корпусах которой красовалась узнаваемая белая звезда армии США. Здесь ему удалось задержать одну из машин и, несмотря на зверский внешний вид, убедить американцев, что он действительно британский офицер.
Черчилль был свободен, но разочарован. Война в Европе почти закончилась, а он пропустил большую её часть, потеряв шансы на дальнейшее продвижение по службе. Тем не менее, надежда на быстрый взлёт ещё была. Как только представилась возможность, Черчилль отправился в Бирму, где вовсю бушевала сухопутная война против Японии. Однако, уже в Индии, его настигли «плохие» вести. Хиросима и Нагасаки исчезли в грибовидных облаках и всё закончилось. Узнав о внезапном выходе Японии из войны, «Бешеный Джек» в сердцах воскликнул: «Если бы не эти проклятые янки, мы бы могли продолжать войну ещё десять лет!!!»
После окончания Второй мировой войны сорокалетний Черчилль получил квалификацию парашютиста и перевёлся в полк хайлендеров Сифорта, а позже оказался в Палестине в качестве заместителя командира 1-го батальона лёгкой пехоты Хайленда. Именно там, весной 1948 г., перед окончанием британского мандата над этой неспокойной землей, ему снова пришлось рисковать жизнью ради других людей.
В один из майских дней 1948 г. еврейская медицинская колонна (машины скорой помощи, грузовики и автобусы) попала в засаду арабов на узкой улице в Иерусалиме. Черчилль примчался на место в небольшом бронированном автомобиле. Оценив потенциальную возможность массового убийства людей арабскими боевиками, он спокойно вышел на открытое место и, размахивая тростью, направился по дороге к конвою.
Маршируя в гущу сражения, он был великолепен: килт, шляпа, красно-белые чулки, портупея и белые гетры. Позже Черчилль высмеивал своё безрассудное мужество: «Я ухмылялся как сумасшедший из стороны в сторону, так как люди менее склонны стрелять в вас, если вы им улыбаетесь. Мой странный наряд вместе с ухмылкой, возможно, заставил арабов смеяться, потому что у большинства из них есть чувство юмора. Во всяком случае, они не стреляли в меня!»
Приблизившись к колонне, Черчилль предложил эвакуировать пациентов и медицинский персонал. «Большое спасибо, но мы не нуждаемся в помощи, нас спасут еврейские силы самообороны», - получил он вежливый отказ. В итоге, помощь так и не прибыла, а конвой был полностью уничтожен арабскими боевиками.
Позже Черчилль организовал эвакуацию около 700 евреев (пациентов, медперсонал и студентов) из университета и больницы на вершине иерусалимской горы Скопус. В этот раз «Бешеный Джек» лично возглавил колонну на армейском джипе. Как впоследствии вспоминали очевидцы: «Он стоял в джипе и вертел в руках трость, словно был на параде в Лондоне». Арабы видели, что англичане не шутят и не осмелились напасть на колонну.
В последующие годы Черчилль служил инструктором в школе сухопутных и воздушных боевых действий в Австралии, где стал страстным поклонником серфинга. Вернувшись в Англию, он первым оседлал пятифутовый прилив реки Северн и сконструировал собственную доску. В 1959 году он уволился из армии с двумя орденами «За выдающиеся заслуги». Черчилль продолжал работать, теперь уже в качестве гражданского служащего Министерства обороны, надзиравшего за подготовкой кадетской молодежи в Лондонском округе.
Однако и в это время он продолжал поражать людей эксцентричностью. Пассажиры пригородных поездов удивлялись, видя как, изо дня в день, пожилой мужчина встает, открывает окно и выбрасывает в ночь свой портфель. Затем он направлялся к дверям вагона и выходил на следующей станции. Конечно же, это был Джон Черчилль, который с радостью объяснял особо любопытным, что выбрасывает портфель в свой сад, чтобы не тащить его домой со станции. На пенсии он также полюбил плавать на угольных катерах по Темзе. Его всегда можно было узнать по безупречной яхтенной шапочке. Кроме того, Черчилль стал известен как мастер сложных радиоуправляемых моделей кораблей. Они были так тщательно спроектированы и построены, что пользовались большим спросом у коллекционеров.
Джон Черчилль мирно скончался в своём доме в графстве Суррей весной 1996 года в возрасте 89 лет. Как вспоминали его сослуживцы: «Этот парень всегда был авантюристом, искателем приключений и никогда не уклонялся от драки...»
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.
ССЫЛКА на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА
В продолжение, для любителей интересных фактов: