Итак, мы выяснили, что поход ребёнка в школу сопровождается определёнными сложностями, которые могут спровоцировать кризисы в семье. Вообще, в семье с ребёнком существует два сравнительно благополучных и спокойных периода – перед школой и после адаптации к школе. Однако, ближе к 11 годам у ребёнка наступает подростковый возраст, а это значит, что в семье начинается очередной кризис – кризис идентификации личности подростка.
В это время он уже не желает безропотно внимать советам взрослых, у него появляется собственное мнение, которое он упорно отстаивает, стремясь занять определённое место в семье и социуме. Эта стадия совпадает с периодом полового созревания, что зачастую сопровождается изменениями во внешности ребёнка, которые не всегда его радуют. При этом существует риск развития у подростка дисморфофобии – крайнего выражения недовольства своей внешностью, когда даже незначительные особенности своего тела вызывают чрезмерное беспокойство и воспринимаются как ужасный дефект, уродство, заметные всем окружающим. Физиологические изменения, происходящие с телом и внешностью, могут становиться причиной серьёзных переживаний. Подросток начинает начинает иначе воспринимать себя и, безусловно, нуждается в поддержке и одобрении. Поэтому не стоит отпускать замечания по-поводу его внешности - даже самые безобидные на ваш взгляд слова могут очень серьёзно ранить ребёнка. Наоборот, при каждой возможности старайтесь делать незначительные комплименты: постригся - как тебе идёт, примерил новую вещь - классно выглядишь. Поверьте, в вашей критике ребёнок сейчас нуждается меньше всего, а вот поддержка нужна как никогда.