Три, два, один, отпуск начался! Чемоданы в руках, друзья в наличии, паспорт в кармане. Следуйте этим несложным правилам, чтобы не испортить отдых ни себе, ни окружающим. Расскажу, как следует себя вести внутри самолета от лица бортпроводника, который почти каждый рейс сталкивался с однотипными конфликтными ситуациями.
1. Прибывайте в аэропорт заблаговременно. Казалось бы, эта рекомендация уже порядком поднадоела, большинство и так приезжает за 3-4 часа, но имеются уникумы, которым однажды повезло пройти все предполётные формальности за 50 минут, и теперь они взяли это за правило. Чем такое поведение чревато? Банально, вы можете перепутать терминал вылета. Или таксист. Или родственник, которого вы разбудили в три ночи и попросили подвезти. Человеческий фактор никто не отменял. Соответственно, вы опоздаете на рейс. Также может быть изменен выход на посадку, и, по счастливому стечению обстоятельств, теперь ваш гейт находится в самом конце терминала. Так что вы создадите очереди около стойки регистрации, распихивая других пассажиров локтями с криками "я опаздываю, пропустите" и обеспечите себе забег на стометровку до гейта с чемоданами.
2. Отстаивание своих прав на повышенных тонах. Вы прошли паспортный контроль, досмотр, все круги дьюти-фри, и вот уже сидите счастливый, делаете фото посадочного талона на фоне зала ожидания, как вдруг по громкой связи объявляют, что ваш рейс переносят на два часа. Вы бежите к агентам авиакомпании на стойку информации, и, если они предоставляют информацию, которая вас не устраивает - пожалуйста, сдерживайте в себе потребность высказать сотрудникам в лицо все, что думаете об этой компании с ее самолетами. Почему? Человек, который доносит до вас информацию - лишь посредник, и конкретно он ничего не решает. Но через него осуществляется связь. Он вас прекрасно слышит, и, уверяю, действует в ваших интересах настолько, насколько позволяют возможности и должностные инструкции. Выслушайте агента и следуйте его рекомендациям. Задержки и отмены вылетов зачастую происходят по причине ухудшающихся метеоусловий, особенно в зимний период. Это необходимо учитывать при покупке билета. Если возможно, отдайте предпочтение вылету на несколько часов раньше планируемого.
3. Громкие разговоры и крики. Вы с друзьями совершили удачную посадку в дьюти-фри, заправили топливные баки, и теперь считаете, что в ваших руках карт-бланш на любую манеру поведения. Что ж, попрошу на время приостановить ваши упражнения в ораторском мастерстве, громких декламациях и активной жестикуляции. Все дело в том, что крики, хлопки и раскатистый смех могут причинить ощутимый вред детям и взрослым, которые испытывают колоссальное напряжение при перелетах. Таких пассажиров намного больше, чем вы можете вообразить. Само нахождение в аэропорту заставляет их сердце неспокойно биться, а любые подобные раздражители могут служить триггером для паники. Пожалуйста, подумайте о находящихся рядом и не подвергайте их лишний раз стрессу.
О том, как бороться с тревожностью при перелетах, вы можете прочитать в моей предыдущей статье.
4. Черный юмор. Возможно, это ваш сотый перелет за месяц, каждая стюардесса узнаёт в лицо, а в самолете уже спокойнее, чем дома. И вам хочется транслировать свою уверенность окружающим. Но не стоит этого делать. Если вы летите с другом, пошутите ему лично, но не делайте достоянием общественности фразы по типу: "не боись, ниже земли не упадем" и "в случае аварийной посадки вы умрете в передней части самолета, а вы - в хвостовой". Несколько раз я подходила на вызовы к взрослым пассажирам, которым "посчастливилось" сидеть рядом с такими бравыми молодцами-юмористами. Просили меня найти любые свободные кресла, чтобы пересесть.
5. Питание в полете. Если вам крайне важно получить в рейсе именно баранину, так как при упоминании курицы у вас начинается сильнейшая аллергия, зуд, кашель и озноб - не стесняйтесь, подойдите к бортпроводнику до начала обслуживания, сообщите о вашей просьбе, а также скажите номер кресла. Любой работник с удовольствием отложит для вас порцию. Особенно рекомендую это делать, если вы сидите ближе к хвостовой части самолета. А вот требовать угрожающим тоном закончившееся блюдо, срываться на бортпроводников и грозиться написать жалобу не стоит. Во-первых, увы, это никак не поможет появиться еще одной порции баранины на борту. А, во-вторых, каждая жалоба разбирается руководством. Но бортпроводника не накажут за закончившуюся на вашем ряду баранину, как бы рьяно вы этого не желали. Если хотите точно быть уверены, что получите блюдо, которое придется по вкусу - воспользуйтесь услугой выбора питания. Например, в "Аэрофлоте" она бесплатная, и доступна на рейсах свыше трех часов, а в чартерных компаниях вы можете за отдельную плату приобрести понравившееся питание. В любом случае, изучайте сайты компаний перед завершением покупки билета.
6. Располагайте информацией о том, какой авиакомпанией летите. Многие не понимают принцип работы лоукостера. Из-за этого необходимо лишний раз расстраивать пассажира, объясняя, почему он не может сесть рядом с другом или братом. Основная прибыль такой компании строится на приобретении пассажиром дополнительных услуг: выбора кресла, провоза багажа или сверхгабаритной ручной клади. Пожалуйста, читайте правила авиакомпании на сайте, а также договор о перевозке, в котором расписаны условия, на которых он будет заключен. К сожалению, я не имею права вас посадить вместе, если заранее не были приобретены соответствующие посадочные талоны, т.к. в этой ситуации я не человек, а представитель авиакомпании, и все мои фразы и действия обусловлены руководящими документами.
7. Не пинайте кресло пассажира, сидящего перед вами, не используйте для прослушивания музыки динамики телефона, не приносите на борт еду с резкими запахами. Думаю, эти пункты не нуждаются в особом пояснении, а вот на откидывании спинки кресла я бы хотела остановиться. Вы имеете полное право сидеть в кресле так, как вам удобно, если это не противоречит правилам безопасности. Однако, в большинстве компаний, в которых присутствует обслуживание питанием, на время его предоставления вас все же попросят привести спинку в вертикальное положение, так как пассажиру, сидящему за вами, использовать столик при максимальном наклоне кресла будет крайне проблематично.
8. Путешествия с детьми. Если вы летите с ребенком, заранее позаботьтесь о его комфорте. Ряд авиакомпаний предоставляет младенцам до одного года люльки, обычно они крепятся к перегородкам между салонами, поэтому выбирайте кресла около них. Позаботьтесь о средствах гигиены для малыша, и, в случае, если люлька вам не понадобится, выбирайте кресла поближе к туалетной комнате. Не стесняйтесь просить помощи бортпроводников на любых этапах полета. Также они могут посидеть с малышом в случае, если вам необходимо будет отлучиться в туалетную комнату. Однако, помочь отнести использованные средства гигиены бортпроводники не в праве - они работают с питанием.
9. Распитие алкоголя. В большинстве российских компаний распитие принесенного с собой алкоголя запрещено. Допускается употребление только тех напитков, которые предлагают на борту. Для каждого норма алкоголя своя. Но следует помнить, что одна доза в небе равна двум дозам, выпитым на земле. Контролируйте себя и свое поведение, чтобы начать отпуск со знакомства с морем и отелем, а не местным отделением полиции.
10. Будьте взаимовежливы. Убирайте за собой туалетные комнаты. Если вы не понимаете, как ей пользоваться - уточните у бортпроводников, в этом нет ничего постыдного. Не наклеивайте стикеры на иллюминаторы. Приходящие на борт работники клининговых служб не имеют специальных средств для экспресс-очистки. Иногда на то, чтобы отмыть иллюминатор или стеновые панели от наклеек, уходит больше времени, чем на уборку всего салона.
11. Следите за сохранностью своих вещей, в особенности документов. Не оставляйте паспорт на багажной полке и не кладите его в карман кресла, как бы сильно вы себе не божились, что не забудете его. Забудете. И вместо того, чтобы быстрее бежать караулить у ленты свой багаж, вы будете вместе с экипажем играть в пустом самолете в "горячо-холодно" в поисках документа :)
12. Как себя вести, если самолет превратился в арктическую пустыню? Температура в салоне всегда выставляется чуть холоднее, чем необходимо. Но что делать, если все куртки надеты, кондиционеры закрыты, а ноги все равно дрожат? Не молчать. Нажмите кнопку вызова и попросите сделать теплее. Также можете попросить принести вам один или несколько стаканов чая или кофе. Берите от жизни все! Главное, не устраивайте в самолете театр одного актера, громко цыкая и жалуясь случайному соседу, что вы продрогли, а эти стюардессы только для красоты тут бегают. В силу высокой физической активности бортпроводники не всегда в силах оценить температуру. Поэтому, лучше сохраните нервы свои и рядом сидящих пассажиров и просто попросите отрегулировать температуру.
13. Нажмите кнопку вызова, если вы видите, что пассажиру рядом требуется помощь или консультация бортпроводника. Так вы обратите внимание экипажа, и проблема будет решена быстрее!
Вот и все основные правила, соблюдая которые мы обеспечим себе и окружающим спокойный перелет из точки А в точку Б.
Буду рада вашим комментариям и лайкам, если статья была полезна. Всем прекрасных путешествий!