Найти в Дзене

Японский суд осудил принудительную стерилизацию инвалидов. При чем тут Олимпиада?

Короткий ответ – видимо, ни при чём, можно закрывать заметку. Хотя, возможно не всё так однозначно. Важно, что некоторые события, связанные с Играми, в очередной раз высветили застарелые общественные проблемы. Олимпиада в Токио запомнилась рядом скандалов. Наверное, я как-нибудь сделаю подборку на эту тему. Но сейчас хочу упомянуть один конкретный. Незадолго до начала Олимпиады Кэйго Оямада - композитор и автор музыки, которая должна была прозвучать на открытии Игр – ушёл в отставку. Причиной стали его давнишние интервью середины 90-х годов в журналах Rockin’On Japan и Quick Japan. Так вот, в интервью Оямада поведал, что издевался над своими одноклассниками с ограниченными возможностями (а, видимо, и не только), не жалея об этом. Как только стало известно о его причастности к Олимпиаде, а по злой иронии судьбы, и к Паралимпиаде, поднялась волна общественного негодования. Например, некоторые писали в соцсетях, что человек, который хвастался издевательствами над инвалидами не должен имет
Надпись "Несправедливое решение". Судебный процесс о принудительной стерилизации. Япония, 2019 год. Картинка с видео France 24 на Ютубе.
Надпись "Несправедливое решение". Судебный процесс о принудительной стерилизации. Япония, 2019 год. Картинка с видео France 24 на Ютубе.

Короткий ответ – видимо, ни при чём, можно закрывать заметку. Хотя, возможно не всё так однозначно. Важно, что некоторые события, связанные с Играми, в очередной раз высветили застарелые общественные проблемы.

Олимпиада в Токио запомнилась рядом скандалов. Наверное, я как-нибудь сделаю подборку на эту тему. Но сейчас хочу упомянуть один конкретный.

Незадолго до начала Олимпиады Кэйго Оямада - композитор и автор музыки, которая должна была прозвучать на открытии Игр – ушёл в отставку. Причиной стали его давнишние интервью середины 90-х годов в журналах Rockin’On Japan и Quick Japan. Так вот, в интервью Оямада поведал, что издевался над своими одноклассниками с ограниченными возможностями (а, видимо, и не только), не жалея об этом.

Как только стало известно о его причастности к Олимпиаде, а по злой иронии судьбы, и к Паралимпиаде, поднялась волна общественного негодования. Например, некоторые писали в соцсетях, что человек, который хвастался издевательствами над инвалидами не должен иметь отношения к Паралимпиаде. Оямада извинился, сказал, что давно об этом сожалеет, организаторы его пожурили, и, вроде как, решили оставить. Однако, в конечном итоге композитор всё-таки решил уволиться.

К чему я это вспомнил. Во вторник, 3 августа 2021 года окружной суд Кобе признал неконституционным ныне уже недействующий в Японии закон, позволявший властям страны стерилизовать людей с ограниченными возможностями. Речь про людей с умственными недостатками, психическими заболеваниями, наследственными заболеваниями (скажем, среди истцов были люди с нарушениями слуха) – можно поискать конкретный список, но это уведет в частности.

История довольно неприглядная. Так называемый закон о защите наследственного здоровья человека действовал с 1948 года и был отменен только в 1996 году. Как отмечает агентство Киодо, катализатором отмены этого закона стало выступление в 1994 году японской женщины-инвалида на Международной конференции по народонаселению и развитию в Египте, где она призвала к его отмене.

Всего, по данным правительства Японии, в соответствии с указанным законом были стерилизованы порядка 25 тыс. инвалидов. Причем около 16,5 тыс. человек — без их согласия.

Вердикт, который вынес суд Кобе не первый в своем роде, но впервые суд также назвал незаконным многолетнее бездействие парламента Японии по данному вопросу. В требованиях о компенсациях, которые выдвигали нынешние истцы, суд отказал, сославшись на срок давности. Адвокаты говорят, что будут обжаловать решение суда.

Важно отметить еще кое-что. Киодо пишет, что суд также поднял вопрос о необходимости ликвидировать в Японии предрассудки и дискриминацию в отношении людей с ограниченными возможностями, которые глубоко укоренились в обществе из-за этого закона. Примерно то же можно было прочитать и в некоторых других японских СМИ - пострадавшие и их сочувствующие отмечали необходимость изменения общественного отношения. Тот самый композитор Оямада, конечно был малолетним идиотом, но ведь и он не в вакууме рос. Да и не один он такой, наверняка.

Также пострадавшие надеялись, что проходящая в Токио Олимпиада поможет им привлечь внимание иностранных СМИ к своим проблемам, и тем самым способствует их решению. Уж не знаю, насколько скандал с тем же Оямадой мог повлиять на текущий судебный процесс, да и вообще на обстановку в стране. Может грядущая Паралимпиада ещё что-нибудь принесет. Но скорее всего японскому обществу придется решать застарелые проблемы, так сказать, «в рабочем порядке». Всё-таки общество меняется, вопрос – в каком именно направлении.

Конечно, проблемы с тем же отношением к инвалидам есть не только в Японии. Они есть и в России, и много где ещё. И, как мне кажется, вопрос об инвалидах подводит нас к другому, более глобальному и ещё более важному вопросу. Но об этом, пожалуй, в другой раз.