Дети любят взрослые дела. Выполнение очень важных, поручений от родителей, дает им то самое чувство взрослости, в котором они так нуждаются. Но, выделяя зону ответственности для ребенка, важно не перестараться, иначе мы получим обратный эффект - ребенок научится необязательности. Это парадокс. Мы, наделяя малыша какими-то полномочиями, с огромным желанием стремимся воспитать правильного, обязательного человека, а в итоге получаем обратные черты характера.
Почему так происходит?
Мы даем ребенку такой груз ответственности, с которым он не может справиться. К примеру, мы берем обещание с малыша, что он будет себя хорошо вести и час не шуметь. Ребенок соглашается, но потом заигрывается, устает, у него что-то не получается и он, забыв про обещание, начинает плакать. А потом раз и резко замолкает. А через несколько секунд его глаза снова наполняются слезами и он начинает плакать еще больше, понимая, что не справился с возложенной на него ответственностью. Он не сдержал обещание вести себя хорошо. Да и разве реально такое обещание сдержать?
Поэтому В каждой ситуации важно разобраться - это ребенок не справился или родитель поставил перед ним невыполнимую задачу. И честно признаться ребенку, если это мы, взрослые, взяли с него нереальное обещание, извиниться.
Выделяйте зону ответственности постепенно
Приведу пример. Не очень приятная ситуация, когда вы пришли с ребенком в бассейн и спрашиваете: где твой пакет с вещами? А ребенок говорит, что он его забыл. И мама в ответ восклицает: это была твоя зона ответственности. Значит теперь будешь плавать голым. В результате ребенок может в следующий раз просто отказаться идти на плавание, боясь, что опять забудет что-то и его отругают.
Чтобы этого избежать, можно предложить малышу собрать вещи на плавание вместе. Когда мы это делаем, то даем свободу ребенку, показываем ему зону ответственности, но при этом, находясь рядом, помогаем малышу ничего не забыть. Потом можно вместе проверить все ли собрано.
Когда совместный сбор вещей войдет в привычку можно начать ребенку говорить о том, что это его вещи и за ними нужно следить, что других таких сейчас нет и купить их сразу не получится. Со временем малыш поймет, что он хозяин своих вещей и будет их собирать самостоятельно.
Но, чтобы это все работало нужно правильно организовать пространство для ребенка. Ему должно быть удобно открывать ящички, где сложены его вещи. На него не должно ничего падать или прижимать пальцы. Ребенок должен знать где и что лежит. Да, с одной стороны сложно все учесть, но организация пространства сильно помогает ребенку привыкнуть к порядку и к тому, что он может собираться сам.
Наш лайфхак
Есть еще один интересный лайфхак, связанный с вещами. Я не одеваю своих детей, как хочу этого я, а предлагаю им выбор. Достаю из шкафа платья Алисы и даю возможность ей выбрать. Сначала это было для нее непривычно. Но теперь, когда я говорю: Алиса, пойдем выбирать платье. Она уже несет свою ступеньку, открывает шкаф и сама берет то, что хочет надеть.
Конечно я фильтрую одежду. Если это лето, убираю теплые платья из шкафа. Ведь незачем устраивать с ребенком лишнюю ссору если он выбрал платье не по сезону.
Я часто слышу, что малыш захотел летом надеть валенки. Но, спросите себя, а что делают валенки летом в шкафу? Мы сами создаем эту ситуацию, а потом говорим ребенку, что он ничего не понимает и надевает обувь или одежду не по сезону.
Ответственность - это не ноша! Это возможности! Важно, прививая ответственность, не привить обязательства и неспособность справляться с любыми сложными делами.