Острые углы, мрачные, словно углём прорисованные декорации,грим вычерчивающий страшное выражение на лицах актёров- всё это последствия болезненных ощущений немцев после поражения в первой мировой войне и всё это немецкий киноэкспрессионизм.
Первый и самый образцовый, на мой взгляд фильм, этого направления "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине. История поведанная нам сумасшедшим, а может быть и вполне здоровым человеком, упрятанным в психушку, о злобном докторе, преследующем его и его невесту. Этот сюжет отлично отражает настроения, витавшие в воздухе: руководство, чье превосходство подчеркнуто высокими стульями(преувеличение очень свойственно киноэкспрессионизму) глухо и слепо, герой находится в очень неопределённом состоянии, мир вокруг сходит с ума и нет ощущения защищенности.
Болезненностью веет от всего: перекошенной перспективы, нарочито вычурных жестов,геометричных декораций.
Годом после вышла "Усталая смерть" Фрица Ланга. В этот раз сюжет оставляет для героев каплю надежды на управление собственной судьбой. В город приезжает смерть, могильщику знакомо её лицо и он указывает господину в чёрном путь.Смерть строит стену между кладбищем и городом,через которую каждую ночь проходят призраки усопших. К сожалению, среди них и возлюбленный главной героини. Она выпивает яд и отправляется за стену , просить смерть вернуть молодого человека. Смерть говорит,что ноша ее трудна и невозможно отмерить жизни больше, чем есть , но даёт ей шанс, указывая на свечи.Три свечи-три жизни,которые она должна спасти. Девушка трижды терпит неудачу, однако в конце отдаёт свою жизнь ребёнку и за это вновь встречается со своим возлюбленным.
Черты киноэкспрессионизма чувствуются тут в гриме: чернота под глазамми смерти, подведённые скулы и в декорациях потустороннего мира,где свечи визуально удлиненны, чтобы создать эффект ирреальности.
Последним фильмом,который традиционно причисляют к киноэкспрессионизму, стал, как бы это иронично не звучало, "Последний человек" Мурнау,история о маленькой личности в тяжёлых обстоятельствах, чем-то похожая на "Шинель"