Я уже не первый год собираю по частичкам историю своей семьи, мне интересно, где и как жили мужчины и женщины, чьей внучкой и правнучкой я являюсь. По возможности - стараюсь побывать в тех местах, где жили мои предки, пусть не в конкретной географической точке (деревня, улица, дом), но хотя бы рядом. Некоторых населённых пунктов из моего списка уже не существует, они остались на старых картах и в воспоминаниях родных мне людей, но это не так важно. Мне важно увидеть, услышать и почувствовать место.
Оглядеться вокруг, пройти по земле, которая помнит шаги моих пра-прабабок и пра-прадедов, прикоснуться к воде, которая их поила, увидеть лес, который их кормил...
...пройтись босиком по рассыпчатому песку речной отмели, обнять сосны в бору, собрать охапку полыни и зверобоя, не просто в безымянном поле, а на той земле, где жили мои предки. В этом - моя опора, ответы на многие мои вопросы - в великой мудрости природы, в твёрдой земле под ногами и в её многовековой памяти.
Люди когда-то пришли на эту землю, построили дома, вспахали поля, здесь любили и растили детей, отсюда уходили на войну, здесь встречали вернувшихся и оплакивали погибших, отсюда отпускали выросших детей строить города и заводы.
А построенные когда-то добротные дома тихо соскальзывали в вечность, уходили в землю и на их месте неизменно новый лес вырастал. Поэтому мне не так важен дом или улица, мне важно место. Земля, которая всё помнит.
Расскажу сегодня про свою прошлогоднюю августовскую поездку в деревню Яковлевская.
На самом деле, в Яковлевскую мне было совсем не надо. Мне давно надо было в село Островок (Островецкую), но обо всём по порядку.
К Островку - родине маминого отца я долгое время не знала с какой стороны подступиться. И ехать-то не с кем, и детей-то оставить некому, да и вообще кроме этого столько хлопот, что не до поездок.
К тому же, год назад я переживала тяжелейшее расставание с Дарининым отцом, и сил на генеалогические поиски и путешествия не было совсем, их хватало только на то, чтобы ездить на Большую Кудьму и плакаться ей о своей женской судьбе.
Деревня маминой мамы - Большая Кудьма от меня в 20 минутах езды на пригородном автобусе, и в любое время встречает меня как родную, она для меня такая, исконно женская, обнимающая, утешающая, тёплая и заботливая. В вепсском языке слово «kodima» означает буквально «родная земля» - вот и Кудьма для меня такая родная, принимающая меня со всеми моими радостями и невзгодами.
А в родном селе маминого отца я не была ни разу, мама сказала что где-то там, в Виноградовском районе, на берегу Северной Двины есть Островок, Городок и Борок. В Островке у деда был дом. Сейчас уже, скорей всего, от дома этого ничего и не осталось.
Иногда бывает так, что место вдруг зовёт, тянет к себе, приводит нужных людей, показывает дороги и складывает в красивую мозаику жизненные обстоятельства, чтобы дать возможность повидаться. Иногда не сразу подпустит близко, начав знакомство с расстояния, с далёкой весточки.
В августе 2020 я нашла фронтовые письма моего прадеда к жене и детям - всего пара потрёпанных временем страниц и похоронка, над которыми я сидела и рыдала не один день, сопоставляя даты и события, перечитывая и осознавая строки, написанные простым деревенском мужиком.
"Многоуважаемая супруга Марфа Васильевна и дети наши вместе с в Вами, Вася, Валя и Женя, ещё тестю Василию Ивановичу и тёще Анне Ивановне [...] всем родным и знакомым шлю по особому нижайшему почтению и желаю вам всего хорошего, здоровья в жизни вашей прошлой и в этот период! Уведомляю Вас Марфа Васильевна в том, что я Ваше письмо получил и за которое премного Вас благодарю..."
Я сидела и плакала, понимая, что он получил письмо от жены 18 ноября 44-го, написал ответ, а 22 ноября 44-го погиб. Я держала в трясущихся руках похоронку и мне физически было больно от мысли - каково было Марфе Васильевне, получить письмо от мужа а следом извещение о его гибели. Я сейчас не буду их публиковать, хочу показать тогда, когда я доберусь всё-таки до Островка, потому что год назад у меня это так и не вышло.
Пока я рационально собирала информацию, разглядывала карты и вздыхала, что далеко, долго и страшновато как-то, пришёл брат, слово за слово, оказалось он скоро едет в деревню к своему другу.
И тут в историю вступает то самое нерациональное - махнуть рукой на все препятствия и беззастенчиво напроситься в попутчики к брату, не особо вдаваясь в подробности куда едем вообще, главное, чтоб взяли с собой, собрать рюкзак и куда-то поехать. Сменить обстановку, отдохнуть, развеяться. Тут и мама очень удачно оказалась не в командировке и взяла к себе детей.
При всей моей, на первый взгляд, рациональности, "Куда-то поехать" у меня иногда тоже случается. Только перед самым выездом спрашиваю у брата - едем-то куда? В сторону Березника...смотрю на карту - а это ж тот самый Виноградовский район! К ночи доезжаем до Березника - а там оказывается, что надо ещё дальше - в деревню Яковлевская.
Ночью, по приезду в Яковлевскую, соображается не очень, усталость с дороги, новые впечатления, новые знакомства...
...а наутро, когда я всё-таки окончательно определяюсь - где я (кто я) и куда мы приехали, выясняются ещё более интересные вещи...
Вот Яковлевская. А вот тот самый Островок, который сейчас Островецкая. А между ними - Северная Двина...
Я поехала за 300 с лишним километров в незнакомое место, просто «сменить обстановку», а в итоге оказалась у Северной Двины, стояла и смотрела поверх водной глади на другой берег, где за частоколом островерхих елей стоит та самая деревня, где жила моя прабабушка, где родился и вырос дед, откуда ушёл на войну мой прадед, от фронтового письма которого меня отчаянно потянуло в эти края.
Я пожалела было об отсутствии лодки, и поначалу ринулась искать какого-нибудь деревенского мужика, кто бы смог переправить меня на другой берег. Но потом поняла, что такое место не берут нахрапом, оно само позвало, привело и оставило стоять на противоположном берегу, издалека дав присмотреться и познакомиться. И подумать.
Впереди у меня оставалось полтора дня, это совсем немного, и как-то неуважительно было бы сначала бегать галопом в поисках мужика с лодкой, а потом бегать по Островку в спешке и суете. Нет. Я просто постояла "рядом" и этого оказалось достаточно.
Сейчас, спустя год после поездки я понимаю: окажись я тогда именно в Островке - я бы скорее всего не вытянула эмоционально. Слишком большую силу несут такие места, слишком много чувств поднимают из глубины памяти.
А восстановиться мне было необходимо, поэтому меня и привело туда. И самым хорошим вариантом для меня именно тогда оказалось - как раз набегаться по окрестным лесам и полям, понимая, что раз до деревни деда - всего то перебраться через Северную Двину, то по этим лесам он уж точно ходил. И не только он, а и многие поколения до него.
А лесов и болот тогда мне досталось сполна. И полей с ситцевым разнотравьем, и песчаных отмелей Северной Двины, и боров-беломошников с узорными коврами ягеля и вересковыми полянками.
Иногда такие опрометчивые решения - самые настоящие и приводят туда, куда зовёт сердце, и даже такого знакомства с Островком на расстоянии мне оказалось достаточно. Домой я вернулась с охапками луговых трав и ворохом фотографий, придёт время - подумаю и о дальнейшем пути.
"Август 2020. Я бегу по незнакомой деревне за стареньким синим трактором, мне кажется, в его дощатом прицепе едет беззаботное летнее детство. Детство катит на велосипеде за бочкой с молоком с фермы, детство подмигивает кострами на берегу реки, шелестит разнотравьем в поле, пахнет зверобоем и полынью, шуршит мелкими камешками на песчаных отмелях Северной Двины. Детство - удивительное время, когда даже самое, на первый взгляд, неосуществимое желание исполняется с лёгкостью, да что там говорить, мой внутренний ребёнок и сейчас порой творит чудеса. Кто как не маленькая Марина, отбросив все сомнения Марины-взрослой, напросилась в эту поездку туда-не знаю куда?" - писала я тогда в своём дневнике. И до сих пор вспоминаю с теплотой и радостью то маленькое приключение.
Понравилась статья? Пожалуйте лайк!
Ещё про мои деревни в этом блоге:
Моё место силы - деревня Большая Кудьма. 15 моих вдохновляющих фото
Моя Большая Кудьма, деревня, где живут детские воспоминания...21 фото
Зыбка, качули, колыбалка. С чего начиналось детство в поморской деревне.
Пинега - заповедный край сказочной природы и уходящих деревень... 20 моих фото