Я не люблю Дудя. От слова совсем. Но иногда, если у него интересные собеседники, я смотрю интервью с ними. И я совершенно и абсолютно не фанат Александра Гордона, но он все же человек весьма толковый. А ютуб все равно новые видео Дудя обязательно подсовывает. Потому я интервью Дудя с Гордоном посмотрел. И, внезапно для себя, не пожалел.
С детства помню "Закрытые показы" Гордона, хотя тогда их не смотрел. В интервью Дудь сказал, что два очень дорогих фильма для Гордона (со слов самого Гордона у Познера) это "Не горюй" Данелии и "Дети райка". И попросил объяснить, почему так.
В начале интервью Гордон, комментируя фильм Балабанова "Груз 200", объясняет свое отношение к кино. Кино, по мнению Гордона, это проявление художника, послание. И послание должно быть обращено к человеку чтобы поднять его, утешить. "Для меня главная функция искусства - утешение", - говорит Гордон. И добавляет "Искусство - это всегда либо исповедь, либо проповедь".
И каждый новый просмотр фильма Данелии или Марселя Карне (который снял "Детей райка"), не имеет значения какой по счету, делает Гордона чище - так он сам это описал. Но затем он добавляет: "Но, к сожалению, кино - это не искусство. Потому что стареет". Он предлагает вспомнить шедевр кинематографа, которому 50 или 70 лет, чтобы этот фильм "смотрелся не как музейное кино, а так, будто оно сделано сейчас". Дудь предлагает фильмы "Таксист" или "Крестный отец".
"Представьте, не было никакого "Крестного отца" и вот его премьера", - предлагает Гордон. И утверждает, что дело даже не в спецэффектах. Темпоритм этого фильма такой, что сейчас "ни один молодой человек не сможет его досмотреть до конца". Он развивает мысль и говорит, что Тарковский - "абсолютная архаика" - потому что никто не будет сейчас сидеть и десять минут наблюдать за тем, как на одном и том же плане камера отъезжает бесконечно медленно.
В каком-то смысле мне очень трудно спорить с Гордоном - даже мне, хотя я уже не "современная молодежь", скорость кино, которому 50 или 70 лет, кажется очень неспешной. Мы все привыкли жить на совсем иных скоростях. А те, кому сейчас 15 или 17 лет - тем более. По сравнению с ними я уже динозавр.
Но я совсем не могу согласиться с тем, что кино стареет. Потому что неспособность современного молодого человека внимательно и долго разглядывать послание (а сам Гордон ведь говорит о послании!) крупного художника и что-то в этом послании разглядеть, может быть не сразу - это беда этого молодого человека. Это значит, что он отчуждается от чего-то крайне важного. Я бы прямо сказал - от человечности.
Если даже огромному большинству молодых людей это вообще не надо и они не захотят смотреть и всматриваться - так всегда было и их всегда хватало. Но должны ведь оставаться и остаются те, кому всматриваться захочется.
Их обязательно, особенно из-за современных наших бешеных скоростей, будет поджидать другая опасность. Мне, почему-то, вспомнился отрывок Достоевского из "Братьев Карамазовых": "Прибавьте, что был он юноша отчасти уже нашего последнего времени, то-есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав требующий немедленного участия в ней всею силой души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью. Хотя к несчастию не понимают эти юноши, что жертва жизнию есть может быть самая легчайшая изо всех жертв во множестве таких случаев, и что пожертвовать, например, из своей кипучей юностью жизни пять-шесть лет на трудное, тяжелое учение, на науку, хотя бы для того только, чтоб удесятерить в себе силы для служения той же правде и тому же подвигу, который излюбил и который предложил себе совершить - такая жертва сплошь да рядом для многих из них почти совсем не по силам. Алеша избрал лишь противоположную всем дорогу, но с тою же жаждой скорого подвига."
Но если искать правду вовсе перестанут - мир ждет большая беда и некому будет его спасать.