Думаю, многие читали роман Жюля Верна "Таинственный остров" и помнят, что случилось с островом Линкольна в финале книги. Надо же было автору как-то объяснить. почему этого острова нет на современных читателю географических картах!
Примерно та же судьба постигла другой литературный остров в финале приключенческого романа Роберта Штильмарка "Наследник из Калькутты". Клочок земли в океане, на котором долгие годы существовало сообщество умных, сплочённых, смелых людей, свободных от угнетения, точно так же гибнет в извержении вулкана и исчезает с карты.
Казалось бы, всё это исключительно авторский вымысел, ничего подобного никогда в реальности не происходило...
Но тут я скажу другое. Действие романа Жюля Верна происходит в 19 веке, Роберта Штильмарка - в конце восемнадцатого. Реальная вулканическая катастрофа, случившаяся с населённым островом в Южной Атлантике - это 1961 год.
Остров этот называется Тристан-да-Кунья.
Место это действительно было довольно необычным, как и люди, жившие там. Сам остров небольшой и представляет собой, по сути, вершину подводной горы и немного каменистой земли у её выступающей над морем части. Гора не простая - это действующий вулкан (но до катастрофы, на памяти живущих там колонистов, никаких извержений не было).
Само население было небольшим - около 200 человек, всего несколько фамилий, потомки людей, когда-то давно потерпевших кораблекрушение у острова, или переселившихся туда добровольно. Суонн, Роджерс, Грин, Гласс, Репетто... Несколько десятков домов, сложенных из местного камня, небольшие огороды, школа, церковь. Обрывистые скалистые берега, редкие деревья особой местной породы, пастбища на склонах и венчающая всё это гора - пик Куин Мэри. Пасмурная прохладная погода, постоянные штормы и сильные ветра,
Сам остров располагался в южной части Атлантики, примерно посередине пути из Южной Америки в Африку. Своих кораблей на острове не было из за особенностей рельефа (ни одной подходящей бухты) - только лодки. Не было и взлётно-посадочной полосы - тоже из-за природных причин, полосу попросту негде было разместить.
Но население на острове жило дружное, трудолюбивое, и, как бы это сказать,чуждое жизни большого мира. В этом поселке не нужно было опасаться краж и запирать дверь на замок. Никому и в голову бы не пришло обидеть девушку. Были неизвестны сладости - самым большим "деликатесом" была местная ягодка навроде брусники. Не имели особого значения деньги. Земля была в общей собственности. Дома строили из местного камня вручную и сообща, всей деревней. Все знали друг друга с рождения и до самой смерти. А до другой земли было безумно далеко. Даже до самых близких к острову населенных мест, до Кейптауна, путь занимал от 7 до 18 суток на корабле.
В 1961 году на этом затерянном в штормовом океане клочке суши произошло, казалось бы, непоправимое: проснулся вулкан. начались землетрясения, лавовый поток сошёл на посёлок, уничтожив несколько зданий и дорогу. У подножия горы открылся новый кратер. Жители погрузились в лодки и спаслись на соседнем скалистом островке, на котором не было практически ничего: ни воды, ни дров, ни укрытий, только камни и морские птицы.
Островитянам повезло дважды: у них была радиостанция. И неподалеку от острова оказался грузовой корабль, который принял их сигнал бедствия и поспешил на помощь.
Общину эвакуировали сначала в Кейптаун, потом в Англию.
Казалось бы, после пережитого ужаса - извержения прямо в их посёлке, в котором никто не погиб просто чудом - они и думать забудут о своём острове. Тем более что перенеслись практически из каменного века в двадцатый, в современный мир, со всеми его чудесами, комфортом и технологиями. Стали практически знаменитостями - СМИ бились за возможность взять у островитян интервью, а благотворительные фонды заваливали помощью.
Но прошло всего два года, и люди с Тристан-да-Кунья начали настойчиво интересоваться, затих ли вулкан и можно ли им вернуться домой...
Сейчас на острове опять существует посёлок, который эти отважные люди отстроили заново. В нём больше нет маленьких приземистых домиков из грубого камня (два или три из них сохранились для истории в островном музее) - есть хорошие одноэтажные благоустроенные дома. Церковь. Администрация. Больница. Школа. Порт. Электростанция. Дорога и "дачи" с картошкой.
И даже интернет.
Несколько раз в год на остров заходят корабли - с заказанными по каталогам товарами, с туристами и почтой. А островитяне по-прежнему считают, что живут в самом лучшем месте на свете.