Руанда и Бурунди. Расположены рядом. Одинаковая территория. Единый климат и условия. Те же самые племена - тутси и хуту. Та же вражда. Только итог разный - Руанда процветает, а Бурунди назвали самой несчастливой и нищей страной.
Это Руанда
Это Бурунди
Почему так получилось?
1 июля 1962 года была провозглашена независимость Королевства Бурунди. С момента получения независимости власть в стране оказалась в руках тутси, которые являлись этническим меньшинством в новом государстве (так же как и в Руанде). Страна пережила несколько переворотов, в результате которых в Бурунди устанавливалась военная диктатура.
На состоявшихся 1 июня 1993 года первых в истории страны демократических президентских выборах главой государства стал представитель этнической группы хуту Мельхиор Ндадайе (так же как и в Руанде). Вскоре он был свергнут и убит военными тутси (так же как в Руанде). В стране началась гражданская война между двумя этническими группами (так же как в Руанде). После нескольких лет гражданской войны и межэтнических конфликтов в Бурунди установилось относительное спокойствие, в основном благодаря международному присутствию в стране. Президент Домитьен Ндайизейе и лидер этнической группировки хуту «Силы национального освобождения» Агатон Рваса подписали договор с тутси о прекращении насилия.
Однако примирения народностей не было. Сильный правитель не появился (была череда президентов). Экономическая стратегия так и не появилась
Страна зависит от международной экономической помощи и потому имеет большую внешнюю задолженность, госдолг 7 109 890 550 дол. Поэтому сегодня Бурунди — одна из беднейших стран в мире, где свыше половины населения живет ниже черты бедности.По исследованиям страну назвали самой несчастливой страной в мире.
Как так получилось, что в одной стране представители тутси привели страну к процветанию, а в другой именно они разрушили страну и вогнали ее в беспросветный мрак? Я думаю, что все же проблема кроется в наличии личности, которая способна проявиться в конкретный момент истории. Если такой человек есть, то есть шансы на изменение ситуации, если нет, то, увы, проблема консервируется на долгие годы. У Руанды оказался Поль Кагаме, у Бурунди такого лидера не нашлось.
При этом в Руанде не так все благостно. Здесь постарался вездесущий вредитель МВФ. Руанда долгое время считалась удачной моделью развития сельского хозяйства. Однако в конце 80-х страна пережила два климатически неблагоприятных года, что вызвало жестокие неурожаи. Под урожай кофе 1989 г. Руанда получила у МВФ грандиозный заем, однако в этот год на мировом рынке произошел обвал цен на кофе. Новые займы МВФ предоставил Руанде только при условии отказа от государственной поддержки фермерских хозяйств (а это было очень правильная политика), учитывая ситуацию в стране. Кроме того, МВФ потребовал девальвации руандийского франка. Все это вызвало галопирующую инфляцию и крах реальных доходов населения. При этом эксперты из МВФ прекрасно знали, что каждый раз, когда в Руанде начинается экономический кризис, в стране вспыхивает гражданская война.
Как я уже писала, Руанда населена двумя враждующими этническими группами - хуту и тутси. Каждый экономический кризис в стране кончался либо тем, что хуту резали тутси, либо тем, что тутси резали хуту. Естественно, в 1990–1991 гг. все повторилось. Профессиональные воины-тутси устроили грандиозную резню хуту, но поскольку хуту было гораздо больше, тутси проиграли и сотнями тысяч бежали в соседние страны. Все накопленное национальное богатство было уничтожено, все денежные запасы Руанды перетекли в западные банки. Экономика страны была разрушена. По требованию МВФ новое правительство Руанды разогнало сберегательно-кредитные кооперативы в стране (как «социалистические»), что повлекло за собой массовое разорение фермеров, и заморозило закупочные цены на кофе на уровне кризисного 1989 года, хотя мировые цены выросли и Руанда реально могла поднять свою экономику. В результате фермеры массами разорялись, внешний долг Руанды вырос до 800 млн долларов.
Сегодня Руанда – страна, работающая исключительно на то, чтобы платить проценты по долгам. И после этого расскажите мне, что МВФ - это профи и помощь миру. Но Руанда не сдаётся и имеет все перспективы на процветание. В отличие от Бурунди, которым просто нечем платить и они попадают в ещё большую зависимость.
Серия: Путешествие по Руанде