Концерт в лондонском Хаммерсмит Одеон 9 декабря 1984 года по сути можно считать большой презентации новой супергруппы Firm для английской публики. К сожалению официальных видео, которые бы отражали все шоу группы от начала и до конца так и не было снято, хотя осталось достаточно клипов и записей с концертов отдельных песен. Это выступление было снято от начала и до конца, что ценно, и сейчас доступно в сети в виде VHS-рипов. Качество "картинки", безусловно, хотелось бы и получше, тем не менее эта запись - интересный документ эпохи, и пересмотреть её стоит хотя бы из интереса - все-таки в группе играли музыканты мирового уровня.
Группа The Firm собралась летом 1984 года в составе:
Джимми Пейдж - гитары
Пол Роджерс - вокал, гитары
Тони Франклин - бас
Крис Слэйд - ударные
Начало 80-ых можно считать самым тяжелым временем в карьере Джимми Пейджа. Крайне тяжелое моральное состояние, вызванное гибелью Джона Бонэма и распадом Led Zeppelin усугублялось серьезнейшими проблемами с употреблением веществ....Конец 70-ых и начало 80-ых - это то время, когда уровень игры Джимми заметно снизился, а качество выступлений было весьма неровным.
Однако к 1984 году гитарист серьезно взял себя в руки, и со свойственным ему трудолюбием начал восстанавливать пошатнувшиеся позиции. Именно с этой точки зрения посмотреть шоу в Хаммерсмит Одеон весьма интересно - тут мы увидим Пейджа в очень хорошей форме.
Для начала - запись концерта, около полутора часов видео:
Шоу начинается с мощного темпового боевика Closer. Жаль, но в целом в репертуаре Firm настолько заводных вещей немного, тем не менее начало многообещающее. Сразу можно отметить более актуальный на тот момент саунд, более характерный для середины 80-ых. Очень серьезная работа была проделана как в плане имиджа, так и над звуком. Вместо Лес Пола Джимми очень активно использует гитары Fender Telecaster и Strat с рычагом тремоло, что в Led Zeppelin он делал довольно редко. Заметно также и обилие различных обработок, "навешанных" как на гитары, так и на звук ударных. Более того, коричневый Telecaster был усовершенствован с помощью устройства Gene Parsons/Clarence White B-Bender, с помощью которого можно было имитировать эффект педал-стил гитары. По словам гитариста у него ушел почти год, для того, чтобы освоиться с этим приспособлением. В общем, это "новый" Джимми Пейдж, упакованный гитарными процессорами и демонстрирующий новое звучание и приемы игры.
Приблизительно с 1:10 мин. записи можно увидеть...шоу со скрипичным смычком, которым Джимми играет на Лес Поле. Удивительно увидеть это где-то еще, кроме легендарных записей Led Zeppelin из конца 60-ых и из 70-ых. Тем не менее, музыканты договорились не использовать хиты Zeppelin и Bad Company в своей программе, и этот фрагмент - пожалуй единственное, что серьезно напоминает о их прошлом из 70-ых.
Хитом на американском рынке стала Radioactive, которая и тут исполнена, хотя мне эта вещь никогда особенно не нравилась.
А вот действительно серьезной работой можно назвать Midnight Moonlight, почти десятиминутный эпик. Вещь представляет из себя переработку одной из музыкальных заготовок, которые были в работе в ходе сессий для Physical Graffiti. Зарисовка носила тогда рабочее название Swan Song, но так и не была доведена до ума. В общем, этот "привет из 70-ых" - настоящее украшение дебютного альбома Firm. "Золотой голос" Пола Роджерса тут как нельзя кстати. Вместе с филигранной работой Пейджа на акустической гитаре звучит как развернутая и очень красивая баллада. Исполнена на гитаре Danelectro.
Есть и весьма мощные боевики, вроде этого...которым, однако, на мой вкус, все же чего-то не хватает для полного впечатления...скорости, движения?
В целом - очень добротная работа, профессионально и аккуратно сыгранная, сделанная в духе времени. Слушать приятно и смотреть интересно, но...сам уровень материала кроме качества и добротности ничем не поражает воображение, не удивляет, не несет в себе каких-то откровений. Исключением для меня стала Midnight Moonlight, но...это все таки доработанная вещь Zeppelin, что наверное о чем-то говорит. С двумя альбомами The Firm Джимми Пейдж, мне кажется, выдал лучший по качеству материал за весь период с 1980-го по 1993-ий год, когда они записали совместную пластинку с Дэвидом Ковердейлом.
Концерт в Хаммерсмит Одеон я не часто, но пересматриваю. Все таки это работа достойных музыкантов, исполнение которых интересно множеством мельчайших ньюансов. Джимми Пейдж и Пол Роджерс в то время не создали лучшую в своей жизни музыку, тем не менее то, что получилось - безусловно сделано со знаком качества и отмечено уникальным почерком этих исполнителей, который ни с чем не спутаешь.
На этом сегодня прощаюсь.
Всем мира, добра и хорошей музыки!