Очень забавно иногда наблюдать закономерности там, где их не ждешь. Хотя, немного подумав, понимаешь, что все очень логично и странно было не ожидать одинакового подхода в сходных ситуациях.
Попалось мне на днях несколько интересных новостей о Турции. И нет, не о пожарах. И не о туристическом потоке. И даже не о нем, великом и ужасном, быстро мутирующем и всепроникающем.
О свободе слова и информационных операциях.
Сначала я обнаружил исследование с прекрасным названием «Роль армий троллей в демократическом отступлении Турции». Авторы, о которых поговорим немного позднее, изучили историю с массовым баном Twitter в июне 2020 года аккаунтов турецких пользователей и обнаружили, что шесть с лишним тысяч забаненных Twitter турецких аккаунтов - это "проправительственная сеть интернет-троллей". Вот прямо так.
Нужна эта сеть была для того, чтобы правящая турецкая Партия справедливости и развития (ПСР) формировала повестку дня Турции через централизованно скоординированные политические кампании, причем аккаунты "притворялись" независимыми и действующими порознь участниками обсуждений. И имели совершенно разную идентичность - то бишь при взгляде на них неосведомленный человек мог воспринимать владельца носителем одних взглядов, а транслировались аккаунтом несколько иные.
В числе операций, проведенных этой фермой троллей, эксперты Orion Policy Institute (OPI) (так называется структура, авторству которой принадлежит исследование), упомянули коррупционные скандалы в Турции в декабре 2013 года и информационное сопровождение ситуации во время неудавшегося переворота в июле 2016 года.
Это, конечно, интересно. Но вдвойне интересно смотрится в свете того, что оппозиционный турецкий депутат по имени Ильхан Ташчи 7 августа заявил, что ПСР через Верховный совет по радио и телевидению Турции (RTUK) вводит запреты на освещение турецкими СМИ определенных тем. Попросту говоря - цензуру.
Если верить оппозиционеру, который утверждает, что сам входит в RTUK, регулятор недавно разослал письменные и устные предупреждения турецким телеканалам, в которых были угрозы серьезных наказаний за материалы о том, как полыхают те самые лесные пожары. Показывайте, мол, только места где огонь локализован и объясняйте, что пожары удается локализовывать и тушить. А если не удается - не показывайте. И, соответственно, не объясняйте. Не показали - значит не горит.
К чему я это? А к тому, что "у птичек то же самое" (с).
Если кто-то считает, что только у нас чиновники пытаются, если есть возможности, скрывать свои некомпетентность, халатность и ошибки через давление на СМИ - то только что вы прочитали цитату из высказывания турецкого оппозиционера. В вольном переводе, но очень близко к тексту. Правда, надо сказать, что в Турции ситуация еще и похуже нашей. У них, как говорит их оппозиция, аж 85% телеканалов и радиостанций принадлежат аффилированному с властями бизнесу или напрямую государству.
Как видим, и с "провластными ботофермами" у них тоже все хорошо. И если верить OPI, то догадались до этого в Турции сильно раньше нашего (как минимум с 2013 года).
Вот и пришло время поговорить о том, что есть OPI. Это молодой аналитический центр, расположенный... в Вашингтоне, округ Колумбия. То есть критиковать ужасный турецкий (так и хочется подставить сюда "российский", правда?) авторитаризм наиболее рьяно будут из заокеанской цитадели гласности, демократии и всего прочего самоназвано-общечеловеческого.
Значит ли это, что я хоть на миллиметр хотел бы защитить Эрдогана или ПСР? Никоим образом. Но чтобы еще немного дополнить картину - в июле глава управления по коммуникациям при президенте (Эрдогане) Фахреттин Алтун заявил, что Турция будет регулировать соцсети и медиа и даже, о ужас, собирается ужесточать правила для тех СМИ, которые финансируются из-за рубежа.
Вы сразу вспомните наш закон про СМИ-иноагенты? А я сразу вспомню аналогичный американский закон, принятый где-то там в далекие 1930-е годы. Но и это не все. Алтун прямо сказал, что Турция ориентируется в этом на США и финансирование СМИ, которые Анкаре не нравятся, тоже производится из американской "штаб-квартиры".
Но и это не все. Я немножко поискал и оказалось, что заместитель ПСР, имя которого вам не скажет ничего так же, как и мне (ну ладно, Махир Юнал, вдруг вы тоже захотите это поискать) в середине июля заявил о необходимости бороться с дезинформацией в соцсетях. И Турция будет вырабатывать правила этой борьбы на основании принятых ... в Евросоюзе, конечно.
Хотя Турция нам совсем не друг, а вполне даже прямо враг, это делает аналогию вдвойне интересней. Я о том, что Запад сам у себя устанавливает какие-то ограничения и затем ругает "за отсутствие демократии" всех, кто вводит куда более мягкие. Чтобы защититься от влияния этого самого Запада. Как видим, ругает не только Москву, но и Анкару. Уверен, что список ругаемых можно продлевать очень и очень долго. Потому что Юпитеру позволено одно, а быку...