Найти в Дзене
Простор мысли

«Вся Австро-Венгерская империя держалась лишь силой штыка армии» Джон Уиллер-Беннет.

Для ответа на данный вопрос, давайте сначала узнаем, что представляла собой Австро-Венгрия в середине 19 века? До 1848 года Австрийская империя сохраняла федеративный характер, но после подавления революций 1848—1849 гг. была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной (Конституция 1849 года была отменена в апреле 1851 года) центральной властью. В 1867 г. после народных выступлений венгров, произошла трансформация империи из Австрийской в Австро-Венгерскую. В целом Австро-Венгрия представляла собой «лоскутное одеяло» из различных народов центральной Европы: Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, часть территории Румынии, Польши, Италии и Украины. Все эти народы были национально заряжены на борьбу, так как имели богатую историю. Под влиянием происходивших в Европе революционных движений, массы этих народов начали борьбу за независимость от Австро-Венгерской империи.

В целом, можно согласиться со словами Беннета. В подтверждение его слов можно привести примеры частных случаев. Например, в 1852 г. произошла крупнейшая стачка венгерских горняков, правительство вместо того, чтобы выполнить условия протестующих, направила на них армию, которая и подавила восстание. Стоит добавить то, что многие национальные восстания или восстания среди рабочих небыли направлены на отделение от Австро-Венгрии, люди лишь хотели улучшения жизненных и рабочих условий. Так, многие восстания, которые проходили в 60-ых годах 19 века, были направлены на получение избирательного права, за свободу печати, собраний, союзов.

Особый случай, который доказывает приведённые слова, это борьба венгров за независимость и Русская интервенция 1849 г. 3 июня на территорию северных комитатов Венгрии вторглась русская армия под командованием генерал-фельдмаршала Паскевича. Вступление России в войну на стороне контрреволюции означало неминуемое поражение Венгрии ввиду подавляющего превосходства сил противника. Этот момент был приведён мной не просто так, я хочу показать, что слова Джона Уиллера-Беннета распространяются далеко за пределы Австрии и уходят к корням абсолютной монархии, которая как мы знаем, главной своей целью ставила сохранения власти любой ценой, и часто это цена висела кусками мяса на солдатских штыках.
Хочу заметить, что слова Беннета подходят к истории Австро-Венгрии лишь в середине 19 века. К концу девятнадцатого столетия, Австрия уходит от принципа силового давления на национальные народы своей империи. И старается лавировать между интересами государства и этнического меньшинства. Так мы видим, что в 1879 году к власти в Цислейтании пришло консервативное правительство Эдуард Тааффе, которое определяло политику Австрии в течение 14 лет. Каждое австрийское правительство сталкивалось с необходимостью проводить свою политику, лавируя между различными социальными силами и национальными движениями.

B 1880 году правительство Тааффе обязало администрацию и суды в Чехии вести дела на языке лица, чьё дело разбиралось. B 1882 году чехи добились разделения по языковому признаку Пражского университета. Проведённая в том же году реформа избирательного права позволила им в следующем году завоевать большинство мандатов в ландтаге. Чешские немцы, в свою очередь, потребовали разделения административных округов на немецкие и чешские. Чешское большинство ландтага отклонило это требование, и немецкие депутаты впервые покинули собрание. Их бойкот продолжался четыре года (1886—1890).
Споры относительно прав национальностей и признания равноправия их языков происходили и в других землях империи. Национальные проблемы пересекались с социальными и, в свою очередь, ещё более обостряли их. Правительство было вынуждено осуществлять реформы в области трудового законодательства, ввести социальное страхование.

Таким образом, подводя черту под цитатой Беннета, могу сказать, что силовое урегулирование возникавших проблем в стране происходили в определённый этап существования Австро-Венгерской империи и, в целом, к концу 19 века, Австрия уходит от такого метода решения проблем!

-2