Когда говорят о человеке эпохи Возрождения, чаще всего, в качестве примера, упоминают Леонардо да Винчи. Одновременно к его имени добавляют «гениальный», «разносторонне развитый», «опередивший время». Конечно же, все эти эпитеты вполне заслужены, так как Леонардо проявил себя и как художник, и как ученый, и как изобретатель, и как еще много кто, показав во всех этих областях весьма убедительные выдающиеся результаты.
Как мне кажется, пример Леонардо может служить, если не ориентиром для развития любого человека, то, по крайней мере, ярким примером того, на что человек способен. Современник Леонардо, Леон Баттиста Альберти говорил, что «Человек может делать всё что угодно, если захочет». Проблема с Леонардо, конечно же в том, что он такой один, на многие и многие миллионы.
Что же не позволяет большинству людей развиваться по примеру Леонардо, обогащая и развивая культуру, науку и искусство.
Конечно же, на первом месте находится сложившаяся и господствующая социальная система. Уже классическому капитализму универсально развитый человек был не нужен вовсе — хватало работника, освоившего свою специальность на уровне достаточном для эффективной работы. Этот социальный уклад не нуждается в большом количестве гениев. Именно об этом Экзюпери сказал: «Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт».
Что же говорить о посткапиталистической реальности, в которой капитализм принимает все более странные и зловещие формы, ставящие под вопрос само существование человека, ведь не за горами появление машин, способных полностью заменить людей на не слишком интеллектуальном, но тяжелом производстве.
Зачем нужны миллиарды незанятых людей, ведь их существование не проходит даром для окружающей среды, их нужно кормить, одевать, тратить на них ресурсы. Более того, все они потенциально опасны, для тех, в чьих руках сосредоточены деньги и власть. Будут ли они опекать это человечество, подверженное всем обывательским «хотелкам» и капризам.
Может быть и будут, однако то, какой вид примет эта «опека» отлично описал Достоевский в «Братьях Карамазовых», представив как проект «Великий инквизитор». К тому же, почему-то все больше кажется, что человечеству, по крайней мере большей его части, приготовлен гораздо более кровавый сценарий, репетицией которого были нацистские концлагеря.
Другим, что, как я полагаю, является причиной засилья людей с нехитрыми приземленными потребностями вроде денег, квартиры, машины, отпуска, является тотальное омещанивание. Человеку должно быть свойственно стремление к свободе, однако большинство принимает правила этого мироустройства, встраивается в него, обустраивается в нем, «плывет по течению», живет «как все».
Сможет ли подверженное всем потребительским порокам человечество выжить в этом, становящимся все более безумным, мире — большой вопрос.
Оглянувшись вокруг можно увидеть, что человечество стремительно меняется. И изменения эти, на мой взгляд, весьма похожи на деградацию. Сейчас принято делить людей на бумеров, зумеров и прочих «миллениалов», однако, как мне кажется, это всего лишь ступени к тому, что можно назвать постчеловеком. Тот ли это человек, появления которого ждали гуманисты XX века?
Я думаю, что ориентир человека эпохи Возрождения актуален сейчас как никогда. Это и вопрос выживания, и некий альтернативный путь развития, который сейчас мало кем принимается во внимание. Я вижу в человеке эпохи Возрождения противопоставление тому потребителю, которым стало современное человечество.