15 подписчиков

Урок №1. Грамматическая основа предложения.

 Для начала выучим несколько слов с правильным ударением:) Повтори слова вслух 5-6 раз, постарайся использовать их в разговоре :) еретИк, тамОжня, занялА, недУг, Отрочество, откУпорить, началА А...

Для начала выучим несколько слов с правильным ударением:) Повтори слова вслух 5-6 раз, постарайся использовать их в разговоре :)

еретИк, тамОжня, занялА, недУг, Отрочество, откУпорить, началА

А теперь исправь лексическую ошибку в предложении, убери лишнее слово:

Ладонью руки он погладил котёнка.

Увидел ошибку? :)

Конечно, лишнее слово - рука, ведь ладонь - это и есть часть руки. Мы не можем сказать по-другому: ладонью ноги он погладил котёнка. Такого просто не бывает :)

А теперь попробуй определить синтаксическую роль каждого слова в предложении, но перед этим вспомни все члены предложения.

В предложении мы можем выделить:

  • подлежащее - подчеркнем одной чертой (кто? что?)
  • сказуемое - подчеркнем двумя чертами (что делает? что сделает? что будет делать? что делал? и т.д.)
  • определение - подчеркнем волнистой линией (какой? какая? какое? какие? чей?)
  • обстоятельство - подчеркнем пунктирной линией с точкой (где? куда? откуда? как?)
  • дополнение - подчеркнем пунктирной линией (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем)

Сегодня к нам из Тюмени приехали дальние родственники.

Чтобы выделить подлежащее, давай определим, о КОМ или О ЧЁМ говорится в предложении. КТО является действующим лицом? Конечно, это РОДСТВЕННИКИ.

Чтобы выделить сказуемое, нужно понять, какое же действие совершают эти "родственники". Родственники (что сделали?) ПРИЕХАЛИ - это и будет сказуемым.

Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения (главные члены предложения).

Теперь задаём вопросы к другим членам предложения.

Родственники (какие?) ДАЛЬНИЕ-это определение. Мы как бы определяем, какие же это родственники :). Они могут быть дальними, хорошими, плохими, старыми или молодыми. Всё это признаки.

Приехали (откуда?) ИЗ ТЮМЕНИ - это обстоятельство. Все мы живем в определенных обстоятельствах. Родственники из нашего предложения живут в Тюмени, это обстоятельства, которые их окружают.

Приехали (к кому?) К НАМ - это дополнение. Здесь всё просто. Если ты знаешь падежи (именительный, родительный, дательный и т.д.), просто помни, что дополнение отвечает на ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ КРОМЕ ВОПРОСОВ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА. Вопрос "кому?" - относится к дательному падежу. Это точно дополнение.

Приехали (когда?) СЕГОДНЯ - это обстоятельство. Они могли приехать завтра или послезавтра, вчера или через год, но приехали СЕГОДНЯ. Это обстоятельство, с которым связан их приезд.

Вот мы и нашли все члены предложения :) Давай повторим, чтобы не перепутать их с ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

Задание 1.

Распредели слова в 2 группы: члены предложения (которые ты уже отлично знаешь) и части речи (хотя бы методом исключения :)). Ответы пиши в комментариях или ЛС.

Имя существительное, местоимение, подлежащее, определение, имя прилагательное, причастие, деепричастие, глагол, имя числительное, обстоятельство, наречие, союз, дополнение, предлог, частица, сказуемое.

Задание 2.

А теперь ты разберёшь предложение самостоятельно (ответы на вопросы пиши в комментариях или ЛС)

В автомобильный магазин требуется продавец-консультант.

  1. Выпиши подлежащее.
  2. Выпиши сказуемое.
  3. Это предложение простое или сложное?
  4. Объясни свой выбор.

Задание 3.

А теперь итоговый опрос:

  1. Грамматическую основу предложения образуют ________________________
  2. Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Верно? (Да/нет).
  3. Сказуемое, главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета. Верно? (Да/нет).

Молодец! В следующем уроке поговорим про ТИПЫ СКАЗУЕМЫХ и НАУЧИМСЯ РЕШАТЬ ОДНО ИЗ ЗАДАНИЙ ЕГЭ :) УДАЧИ!