На эту тему бизнес очень активно высказывался чуть больше года назад, когда впервые ощутил все выгоды жизни на удаленке. Были как громкие прогнозы о всеобщем массовом переходе на распределенный формат, так и осторожные заявления, что после «первой волны» – сразу обратно. По факту получилось что-то среднее: в офисы вернулись не все, но и повально от них не отказались. Даже в рамках одной компании встречается ситуация, когда часть сотрудников переведена на постоянную удаленку, за счет чего сокращены арендуемые площади.
Я думаю, что будущее за гибридным форматом работы, и помещения играют в этом далеко не последнюю роль. Google и Amazon уже анонсировали свои планы на такой формат, Microsoft также заявил о том, что занимается разработкой гибридных рабочих мест. Почему я вижу в этом перспективы? Во-первых, сам формат подразумевает периодическую офлайн-работу. Во-вторых, офисное пространство выступает неким гарантом стабильности для сотрудников.
В-третьих, офис приобретает ряд новых задач – становится местом для общения, в том числе и неформального, коммуникаций и обмена идеями, что превращает его из «обязаловки» в определенное конкурентное преимущество и дает возможность работать еще продуктивнее. Поэтому я не верю, что через год понятие «офис» исчезнет. Даже у ИТ-компаний.
Вопрос корпоративной культуры не привязан исключительно к человеку, месту или громким лозунгам в рамках на стенах. Это вопрос общего восприятия компании и трансляции ее ценностей, положения каждого внутри команды, моделей поведения и т.д. Поэтому офлайн-офис не равен корпоративной культуре, как и полная удаленка ее отсутствию. Если руководство заинтересовано в сохранении корпоративной культуры, варианты есть. Чтобы не уходить далеко, приведу примеры из собственной практики.
Когда обострилась ситуация с пандемией и стало известно о нерабочих днях, мы не только сразу собрали экстренное совещание по поводу помощи в транспортировке вещей сотрудникам на дом, но и обсудили план сохранения корпоративной культуры онлайн:
- отладить коммуникации, чтобы сотрудники чувствовали себя максимально комфортно и свободно в сложившихся условиях;
- постараться полно перенести все события в Zoom, сохраняя привычную периодичность (раз в неделю);
- сделать акцент на неформальном общении;
- вести дайджесты различных событий компании – как извне, так и внутри;
- мониторить эмоциональное состояние коллег;
- взять за основу данные с внутреннего корпоративного портала и организовывать движи, исходя из интересов команды.
Не было простоев или длительного молчания в корпоративных чатах, не было замалчивания ситуации или вида, что «все как обычно». Мы всегда информировали ребят о реально складывающейся ситуации, честно отвечали на все острые вопросы и ни в коем случае не игнорировали даже самые странные замечания. Для этого была создана рабочая группа из представителей руководства, HR-отдела и PR-отдела, которые оперативно мониторили ситуацию в компании и были готовы максимально быстро сгладить все острые моменты.