41,6K подписчиков

Гумилева и Киплинга постоянно сравнивают, но это неверно. Объясняю, чем идейно отличаются два важнейших писателя

1,7K прочитали
Р. Киплинг и Н. С. Гумилев
Р. Киплинг и Н. С. Гумилев

Одно из самых поверхностных суждений о Гумилеве — это взгляд на него как на «русского Киплинга». Мол романтик странствий, колониалист, расист и все такое.

Однако это абсолютно ложное сопоставление. Киплинг — политический поэт Британской колониальной империи, который, при этом, всю жизнь был писателем и журналистом. Ни в каких войнах не участвовал, ни в кого не стрелял, и ездил по империи исключительно проторенными маршрутами. При этом его стихи — это безусловно талантливая империалистическая публицистика. Гумилев же забирался в реально отдаленные районы Африки, воевал, и никакой стихотворной публицистики не писал (даже пожалуй жаль).

Никаким «Бременем Белых» Гумилев тоже не восторгался. Напротив, он был влюблен в Африку и африканцев. Единственная империя, которую он реально прославляет, — это Эфиопская Империя негуса Менелика II, то есть африканская империя, победившая и изгнавшая колонизаторов. Он даже участвовал в карательной экспедиции абиссинцев против сомалийцев. Его самые воинственные и кровожадные стихи — это стихи буквально антиколониальные:

Кто добудет в битве больше ружей,

Кто зарежет больше итальянцев,

Люди назовут того ашкером

Самой белой лошади негуса.

Р. Киплинг в Южной Африке
Р. Киплинг в Южной Африке

Не говоря уж о личном знакомстве с «богом Джа», будущим императором Хайле Селассие, так же как и Гумилёв убитым коммунистами.

Безусловно, Африка Гумилева — это прежде всего христианская Африка древней христианской традиции:

Завтра мы встретимся и узнаем,

Кому быть властителем этих мест.

Им помогает черный камень,

Нам — золотой нательный крест.

Но, тем не менее, это именно черная Африка, которую он любит и жалеет:

Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят серафимы.

И твое раскрывая Евангелье,

Повесть жизни ужасной и чудной,

О неопытном думают ангеле,

Что приставлен к тебе, безрассудной.

Ни о каком колониализме или расизме здесь говорить не приходится.

 Н.С. Гумилев в Африке
Н.С. Гумилев в Африке

Хотя, может показаться, есть одно исключение. Это стихотворение «Либерия» из так и не дописанной стихотворной географии, вошедшее в итоге в «Шатер». Там, кажется, полный набор расовых предрассудков, вплоть до оскорбительного сравнения негров с обезьянами.

— «Господин президент, ваш слуга!» —

Вы с поклоном промолвите быстро,

Но взгляните: черней сапога

Господин президент и министры...

Европеец один уверял,

Президентом за что-то обижен,

Что большой шимпанзе потерял

Путь назад средь окраинных хижин.

Он не струсил и, пёстрым платком

Скрыв стыдливо живот волосатый,

В президентский отправился дом,

Президент отлучился куда-то.

Там размахивал палкой своей,

Бил посуду, шатался, как пьяный,

И, неузнана целых пять дней,

Управляла страной обезьяна.

Однако, если присмотреться внимательно, это стихотворение не расистское и не антиафриканское. Оно — антизападническое.

Обезьянами оказываются те африканцы, которые подражают американской моде на цилиндры, трости и дамские шляпы, которые играют в демократию — президента и министров. Гумилев высмеивает экспорт в Африку либерального американизма: «адвокаты, доценты наук, пролетарии, пасторы, воры, — всё, что нужно в республике" туда же протестантские храмы с их сентиментальным пением. Этот обезьяний американизм убивает настоящую душу Африки, где должны быть империи негусов, ашкеры, добродушная магия правителя Галла.

Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке 1913 год
Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке 1913 год

«Либерия» — это не расистское, не антиафриканское, это антилиберальное и антизападническое стихотворение в защиту самобытности африканской цивилизации. Как и часто у Гумилева оказавшееся пророческим — именно Либерия в ХХ веке продемонстрировала одну из самых стыдных моделей африканского пути.

Ну и еще, конечно, это стихотворение антикоммунистическое и антиреволюционное. Самозванцы-шимпанзе, играющие в республику черных пролетариев — это, конечно, большевики с их пролеткультом. Сатира в данном случае довольно прозрачна.

Гумилева с Киплингом роднит общий консерватизм и нелюбовь к революциям. Но в отношении к Африке и колониализму они противоположности.

Киплинг белый колонизатор-цивилизатор, Гумилев — христианский цивилизационный самобытник.

В своем блоге я рассказываю занимательные истории и умозаключения про историю, книги, кино, путешествия. Если вам интересно — подписывайтесь на мой канал.