Найти в Дзене

Парижское пленение коней Сан-Марко

Оглавление

В 1797 г. войска Бонапарта захватили Венецию, и золоченые бронзовые кони с базилики Сан-Марко были вывезены в Париж в качестве военного трофея. В парижском плену кони провели 18 лет. В 1798 г. их провезли на Марсовом поле перед парижанами во время триумфа Бонапарта, с 1802 по 1807 г. они стояли на столбах решетки Дворца Тюильри, а с 1807 по 1815 украшали триумфальную арку на площади Карузель. 13 декабря 1815 г. четверка коней вернулась на свои постаменты в базилику Сан-Марко. Такова история вкратце, а теперь добавим немного подробностей.

Константинопольский трофей

Четыре бронзовых позолоченых коня были доставлены в Венецию из Константинополя после разграбления его крестоносцами в 1204 г. В столице Византии эти кони составляли часть скульптурной группы в виде квадриги, которая стояла на ипподроме. Сначала венецианцы не знали, куда их пристроить, и они около 50 лет простояли в местном арсенале, и пишут, что их одно время даже хотели переплавить, но потом кто-то очень находчивый предложил водрузить их над главным порталом базилики Сан-Марко.

Впервые золоченые кони на фасаде Сан-Марко упоминаются в 1364 г. в «Старческих письмах» знаменитого поэта Франческо Петрарка, который с восторгом отзывается о них как о замечательном произведении древнего художника. Но они были установлены там гораздо раньше, поскольку их видно уже на мозаике «Перенесение тела Святого Марка», которая датируется 1265 г.

Фрагмент мозаики «Перенесение тела Святого Марка». 1265 г. Базилика Сан-Марко, портал Сан-Алипио (Portale di Sant' Alipio).
Фрагмент мозаики «Перенесение тела Святого Марка». 1265 г. Базилика Сан-Марко, портал Сан-Алипио (Portale di Sant' Alipio).

Триумф Бонапарта

С того времени кони спокойно стояли на балконе собора Сан-Марко до нашествия армии Бонапарта в 1797 г., когда их в качестве трофея увезли в Париж, вместе со многочисленными венецианскими картинами, скульптурами и рукописями. Венецию в какой-то мере заслуженно постигла судьба Константинополя: теперь уже она стала жертвой военного грабежа.

Вступление французов в Венецию в месяц флореаль, год 5. Эстамп. Карл Верне. 1799 г.  Видно, что с базилики Cан-Марко снимают последнего коня. Остальных уже увозят на повозках.
Вступление французов в Венецию в месяц флореаль, год 5. Эстамп. Карл Верне. 1799 г. Видно, что с базилики Cан-Марко снимают последнего коня. Остальных уже увозят на повозках.

13 декабря 1797 г. коней сняли с балкона Сан-Марко и они отправились в неблизкий путь в столицу Франции. 6 марта 1798 г. они прибыли в Тулон, а затем 3 месяца плыли по рекам: по Роне, Соне, Центральному каналу, по Луаре, по каналам Бриэра и Луана и, наконец, по Сене. 17 июля кони прибыли в Париж.

Бонапарт мечтал о возрождении императорского культа древнего Рима и пытался подражать обычаям римских императоров. Поэтому он решил устроить своеобразный триумф, во время которого будут показаны все трофеи, захваченные в Италии. Этот бонапартовский триумф наметили на 9 и 10 термидора 6 года по республиканскому календарю (27 и 29 июля 1798 г.) и назвали его праздником Свободы.

Коней провозят на Марсовом поле. Эстамп  Пьера-Габриэля  Берто «Триумфальное вступление памятников науки и искусства, праздник по этому поводу 9 и 10 термидора, 6-ой год Республики».
Коней провозят на Марсовом поле. Эстамп Пьера-Габриэля Берто «Триумфальное вступление памятников науки и искусства, праздник по этому поводу 9 и 10 термидора, 6-ой год Республики».

На Марсовых полях собрались тысячи парижан,чтобы увидеть «Триумфальное вступление предметов науки и искусства, собранных в Италии». Кони Сан-Марко возглавляли кортеж памятников античного искусства. Их сопровождала пояснительная надпись следующего содержания: «Греция уступила их, Рим их потерял. Их судьба менялась дважды и больше не изменится! Наконец-то они оказались на свободной земле».

После этого триумфа кони Сан-Марко в 1802 г. были установлены поодиночке на столбах решетки перед дворцом Тюильри и простояли так до 1807 г.

 Кони поодиночке стоят на столбах решетки перед дворцом Тюильри. Эстамп с гравюры Пьера Адриана Ле Бо «Зрелище большого парада, устроенного Первым консулом во дворе дворца Тюильри».
Кони поодиночке стоят на столбах решетки перед дворцом Тюильри. Эстамп с гравюры Пьера Адриана Ле Бо «Зрелище большого парада, устроенного Первым консулом во дворе дворца Тюильри».

Затем их всех вместе водрузили на только что построенную в честь наполеоновских побед триумфальная арку Карузель и кони дожидались там своего освобождения до 1815 года.

Луи-Пьер Бальтар. Триумфальная арка Карузель. Рисунок.1815 г.
Луи-Пьер Бальтар. Триумфальная арка Карузель. Рисунок.1815 г.

Возвращение из парижского плена

После разгрома и отречения Наполена французы должны были вернуть все, что было ими награблено в других странах Европы. Вернулись в Венецию и кони Сан-Марко.

12 октября 1815 г. на глазах у толпы недовольных парижан коней сняли с арки Карузель под охраной двух батальонов австрийских солдат. В Венецию кони возвращались сухопутным путем и только в Фузине их перегрузили на плоты, чтобы пересечь лагуну.

13 декабря 1815 г.  Плот с конями приближается к пьяцетта Сан-Марко. Гравюра XIX в.          Ошибка художника: крылатого льва в это время на колонне Святого Марка еще не было. Его тоже увозили в Париж, и при возвращении он разбился на несколько кусков. Отреставрированного льва снова установили на колонну только в 1816 г.
13 декабря 1815 г. Плот с конями приближается к пьяцетта Сан-Марко. Гравюра XIX в. Ошибка художника: крылатого льва в это время на колонне Святого Марка еще не было. Его тоже увозили в Париж, и при возвращении он разбился на несколько кусков. Отреставрированного льва снова установили на колонну только в 1816 г.

7 декабря они уже были в Венеции, и в течение недели их приводили в порядок, поскольку во время пути у одного из коней отвалилась голова и потерялись некоторые декоративные элементы с ошейников.

13 декабря 1815 г. под ружейные и орудийные залпы кони вновь были установлены на свои постаменты над главным порталом собора Сан-Марко.

Винченцо Чилоне. Возвращение коней Сан-Марко (фрагмент). Холст, масло.1815 г. Частная коллекция.
Винченцо Чилоне. Возвращение коней Сан-Марко (фрагмент). Холст, масло.1815 г. Частная коллекция.

Так закончилось 18-летнее парижское пленение коней Сан-Марко. После возвращения из Франции кони спускались со своих постаментов еще два раза - во время Первой и Второй мировых войн. В 1915 г. их хранили сначала во Дворце дожей, а затем вывезли в Рим, где они находились до 1918 г. в Замке Ангела, а потом до 1919 г. во Дворце Венеции. Во время Второй мировой войны их прятали в аббатстве Праглия около Падуи, а затем в подземелье Дворца дожей до августа 1945 г.

Второй спуск коней с балкона базилики Сан-Марко. 26 мая 1915 г.
Второй спуск коней с балкона базилики Сан-Марко. 26 мая 1915 г.

Сегодня над главным порталом на постаментах стоят копии, а сама знаменитая четверка находится на заслуженном отдыхе в музее внутри базилики. Но никто не знает, какие новые приключения ожидают их в будущем.

Источник:

Les chevaux de Saint-Marc. Venise. Galeries Nationales du Grand Palais. Olivetti, 1981.

Спасибо за прочтение статьи.

Поддержите развитие канала - подпишитесь !