В 1797 г. войска Бонапарта захватили Венецию, и золоченые бронзовые кони с базилики Сан-Марко были вывезены в Париж в качестве военного трофея. В парижском плену кони провели 18 лет. В 1798 г. их провезли на Марсовом поле перед парижанами во время триумфа Бонапарта, с 1802 по 1807 г. они стояли на столбах решетки Дворца Тюильри, а с 1807 по 1815 украшали триумфальную арку на площади Карузель. 13 декабря 1815 г. четверка коней вернулась на свои постаменты в базилику Сан-Марко. Такова история вкратце, а теперь добавим немного подробностей.
Константинопольский трофей
Четыре бронзовых позолоченых коня были доставлены в Венецию из Константинополя после разграбления его крестоносцами в 1204 г. В столице Византии эти кони составляли часть скульптурной группы в виде квадриги, которая стояла на ипподроме. Сначала венецианцы не знали, куда их пристроить, и они около 50 лет простояли в местном арсенале, и пишут, что их одно время даже хотели переплавить, но потом кто-то очень находчивый предложил водрузить их над главным порталом базилики Сан-Марко.
Впервые золоченые кони на фасаде Сан-Марко упоминаются в 1364 г. в «Старческих письмах» знаменитого поэта Франческо Петрарка, который с восторгом отзывается о них как о замечательном произведении древнего художника. Но они были установлены там гораздо раньше, поскольку их видно уже на мозаике «Перенесение тела Святого Марка», которая датируется 1265 г.
Триумф Бонапарта
С того времени кони спокойно стояли на балконе собора Сан-Марко до нашествия армии Бонапарта в 1797 г., когда их в качестве трофея увезли в Париж, вместе со многочисленными венецианскими картинами, скульптурами и рукописями. Венецию в какой-то мере заслуженно постигла судьба Константинополя: теперь уже она стала жертвой военного грабежа.
13 декабря 1797 г. коней сняли с балкона Сан-Марко и они отправились в неблизкий путь в столицу Франции. 6 марта 1798 г. они прибыли в Тулон, а затем 3 месяца плыли по рекам: по Роне, Соне, Центральному каналу, по Луаре, по каналам Бриэра и Луана и, наконец, по Сене. 17 июля кони прибыли в Париж.
Бонапарт мечтал о возрождении императорского культа древнего Рима и пытался подражать обычаям римских императоров. Поэтому он решил устроить своеобразный триумф, во время которого будут показаны все трофеи, захваченные в Италии. Этот бонапартовский триумф наметили на 9 и 10 термидора 6 года по республиканскому календарю (27 и 29 июля 1798 г.) и назвали его праздником Свободы.
На Марсовых полях собрались тысячи парижан,чтобы увидеть «Триумфальное вступление предметов науки и искусства, собранных в Италии». Кони Сан-Марко возглавляли кортеж памятников античного искусства. Их сопровождала пояснительная надпись следующего содержания: «Греция уступила их, Рим их потерял. Их судьба менялась дважды и больше не изменится! Наконец-то они оказались на свободной земле».
После этого триумфа кони Сан-Марко в 1802 г. были установлены поодиночке на столбах решетки перед дворцом Тюильри и простояли так до 1807 г.
Затем их всех вместе водрузили на только что построенную в честь наполеоновских побед триумфальная арку Карузель и кони дожидались там своего освобождения до 1815 года.
Возвращение из парижского плена
После разгрома и отречения Наполена французы должны были вернуть все, что было ими награблено в других странах Европы. Вернулись в Венецию и кони Сан-Марко.
12 октября 1815 г. на глазах у толпы недовольных парижан коней сняли с арки Карузель под охраной двух батальонов австрийских солдат. В Венецию кони возвращались сухопутным путем и только в Фузине их перегрузили на плоты, чтобы пересечь лагуну.
7 декабря они уже были в Венеции, и в течение недели их приводили в порядок, поскольку во время пути у одного из коней отвалилась голова и потерялись некоторые декоративные элементы с ошейников.
13 декабря 1815 г. под ружейные и орудийные залпы кони вновь были установлены на свои постаменты над главным порталом собора Сан-Марко.
Так закончилось 18-летнее парижское пленение коней Сан-Марко. После возвращения из Франции кони спускались со своих постаментов еще два раза - во время Первой и Второй мировых войн. В 1915 г. их хранили сначала во Дворце дожей, а затем вывезли в Рим, где они находились до 1918 г. в Замке Ангела, а потом до 1919 г. во Дворце Венеции. Во время Второй мировой войны их прятали в аббатстве Праглия около Падуи, а затем в подземелье Дворца дожей до августа 1945 г.
Сегодня над главным порталом на постаментах стоят копии, а сама знаменитая четверка находится на заслуженном отдыхе в музее внутри базилики. Но никто не знает, какие новые приключения ожидают их в будущем.
Источник:
Les chevaux de Saint-Marc. Venise. Galeries Nationales du Grand Palais. Olivetti, 1981.
Спасибо за прочтение статьи.