Найти тему
Шарий.NET

Китай - новый союзник талибов?

Оглавление

Кто финансово поддерживал талибов и потенциально готов поддержать?

После 20 лет войны в Афганистане Америка объявила о выводе своих войск. По подсчетам Университета Брауна, проведенным в 2019 году, США потратило около 978 миллиардов долларов на этот военный конфликт. Сколько потратило исламское движение «Талибан» - неизвестно. Редакция sharij.net решила разобраться, кто финансирует талибов все эти годы.

Для ведения войны нужны люди, материальные ресурсы и оружие. По оценкам НАТО, в настоящее время исламское движение «Талибан» насчитывает около 85 тысяч бойцов. Возникает вопрос: где группировка берет деньги для содержания такой армии на протяжении 20 лет? Ответов на этот вопрос несколько.

Самофинансирование

Еще в 2006 году американские официальные лица отметили, что в некоторых районах талибы платили наемникам до трехсот долларов в месяц – в три с лишним раза больше, чем получают новобранцы афганской регулярной армии. В восточном Афганистане местные жители рассказывали СМИ, что талибы платят 15 долларов любому, кто хоть раз выстрелит из миномета по ближайшей военной базе коалиционных сил.

Уже тогда эксперты отмечали, что «Талибан» щедро финансируется за счет могущественных наркокартелей. Более 90% опиума в мире на тот момент поступало из Афганистана, и политическая нестабильность в стране шла только на пользу наркобаронам, так как она способствует их незаконному бизнесу.

С 2011 года по подсчетам тех же американцев доход группировки от производства наркотиков ежегодно составлял 400 миллионов долларов. В последние годы считается, что доход значительно увеличился, и возможно, достиг 1,5 миллиарда долларов.

Правительства США и Афганистана пытались заблокировать эти финансовые системы, и армия США представила новую стратегию для бомбардировки наркологических лабораторий этой военизированной группировки. Но кардинально ситуация не изменилась.

В своем отчете за 2012 год ООН предупредила, что наркобизнес и опиумная промышленность в Афганистане являются основным источником дохода для талибов. Торговля опиумом и маком является крупнейшей торговлей в Афганистане, и, согласно оценкам, годовой объем экспорта которой составляет 1,5-3 миллиарда долларов.

Исламистская группировка зарабатывает значительные суммы на экспорте опиума и героина. По оценкам ООН, только в 2018 и 2019 годах «Талибан» заработал более 400 млн долларов (340 млн евро) на незаконной торговле наркотиками. В соответствии с официальными американскими источниками, это составляет до 60% доходов исламского движения.

Предполагается, что талибы контролируют многие районы, где широко распространено выращивание мака. Это является наиболее важным источником дохода этой группировки. Другие источники дохода талибов складываются от получения налогов на различных уровнях. 10 процентов сельскохозяйственного налога приходит из культивирования мака.

Другие налоги также поступают с лабораторий по переработке мака и превращению его в героин, а также от посредников незаконного оборота наркотиков.

Конечно, другая часть доходов талибов, помимо наркотиков, поступает прямо от конфликтов. Всякий раз, когда талибы захватывают военный пост или центр города, забирают всю казну и вооружение, а также бронированные машины.

Также, на подконтрольных территориях талибов давно была построена система налогообложения. Так, финансовая комиссия группировки «Талибан» в открытом письме, опубликованном в начале текущего года, обязала всех афганских торговцев платить налоги, если они используют пункты пропуска в контролируемых районах.

Еще одним источником дохода талибов являются шахты и природные заповедники Афганистана. Талибы контролируют шахты и получают деньги путем незаконной добычи.

Согласно ежегодного доклада Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, опубликованному в 2014 году, талибы зарабатывали более 10 миллионов долларов в год от 25 до 30 незаконных операций по добыче полезных ископаемых в Гильменде.

Все это и составляет доходную часть группировки. В 2020 году талибы заработали 464 млн долларов на горнодобывающем производстве, 416 млн – на наркоторговле, 240 млн получили от иностранных доноров, еще 240 – от экспорта товаров, а также собрали 160 млн в налогах, говорилось в закрытом докладе, заказанном НАТО

Зарубежные друзья «Талибана»

В разные периоды исламское движение «Талибан» поддерживало разное количество стран и организаций. В последние годы можно уверенно назвать двух. Один из них довольно неожиданный: это Иран. Корпус стражей исламской революции в последние годы поддерживал талибов, чтобы победить американцев. Но самое главный союзник на протяжении стольких лет – Пакистан. Пакистан воюет вместе с «Талибаном» любыми средствами.

Именно поддержка Пакистана является ключевым фактором успеха «Талибана».

Официальный Исламабад заявляет о нейтралитете в отношении гражданской войны в Афганистане, однако эксперты считают, что Пакистан укрывает полевых командиров «Талибана» в горах на севере страны и оказывает им поддержку через свои финансовые и силовые структуры.

Движение талибов возникло именно в Пакистане как вооруженная оппозиция коммунистическому правительству Афганистана, которое поддерживал СССР.

С самого начала талибам помогала Межведомственная разведка (ISI), так называется основная разведслужба Пакистана. Сейчас в пакистанской провинции Белуджистан базируется «шура» – высший военно-политический совет талибов.

Пакистанская армия и разведка по-прежнему помогают «Талибану», свидетельством чего является свободное передвижение бойцов и оружия через границу, возможность лечить раненых боевиков в местных больницах, путешествовать по пакистанским паспортам и вести бизнес в крупных городах.

В случае прихода талибов к власти пакистанские силовики особенно заинтересованы в контроле над афганской разведкой, которую они подозревают в сотрудничестве с их заклятым врагом, Индией.

Газета New York Times писала, что покровительство Пакистана над талибами неофициально поддерживает и Саудовская Аравия, а саудовские шейхи и бизнесмены финансируют талибов. Тоже через Пакистан.

Другая богатая монархия Персидского залива, Катар, предоставила «Талибану» убежище в Дохе, где базируется часть политического руководства движения.

Потенциальные партнеры талибов

Кто поддерживал исламское движение на протяжении многих лет – это одна сторона медали. А вот с кем они будут сотрудничать далее – вопрос открытый.

Эксперты сходятся во мнении, что ранее была достигнута договоренность между США и руководством группировки о прекращении огня, о создании переходного правительства, в которое войдут некоторые элементы прежнего режима. Дальнейшие взаимодействия между ними пока туманны.

С другой стороны, политическое руководство движения ведет переговоры с Россией и Китаем и обещает не заниматься экспортом своей борьбы за пределы Афганистана. Делегации талибов принимали китайский и российский министры иностранных дел.

Про вмешательство России изначально речи не шло, тем более с талибами у российских представителей имеются контакты. На сегодняшний день даже посольство не закрыто. Вероятно, у Москвы будет позиция нейтралитета по отношению к происходящему в Афганистане, тем более что вряд ли «Талибан» будет посягать на границы среднеазиатских государств.

А вот в Китае «Талибан» видит источник международной легитимности, потенциального экономического спонсора и средство влияния на Пакистан, союзника Китая, который помог талибам.

Действительно, первым претендентом на признание новых хозяев страны является КНР. По мере развития наступления талибов Китай, который имеет с Афганистаном общую границу, вынужден переналаживать свою пропагандистскую машину и готовить граждан к тому, что он признает это движение.

Первым сигналом стала публикация фотографии в медиа, на которой министр иностранных дел КНР Ван И стоит рядом с главой политического крыла «Талибана» муллой Абдулом Гани Барадаром. Переговоры между ними состоялись в июле в китайском городе Тяньцзинь.

Реальность состоит в том, что крах властей в Кабуле создал для Китая, как и для России, очень серьезную проблему. Пекин обвиняет силы религиозного экстремизма в том, что они дестабилизируют обстановку в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Как передает Reuters, Китай всеми силами стремится помешать тому, чтобы на территории, контролируемой талибами, нашли убежище сепаратисты.

С другой стороны, Китай заявляет, что придерживается курса невмешательства во внутренние дела других стран. Поэтому Пекин чрезвычайно осторожно комментирует события в Афганистане. Ван И позволил себе сказать лишь, что надеется на проведение страной «умеренной исламской политики».

Китай обладает моральным преимуществом и перед Вашингтоном, и перед Москвой. Ведь он никогда не воевал с афганцами. Подход Китая прагматичный и сформулировать его можно так: как вы управляете своей страной – это ваше дело, только не трогайте Китай.

По данным Financial Times, на переговорах с представителями движения «Талибан» Китай предложил совместно восстановить разрушенную инфраструктуру Афганистана.

По мнению аналитиков, важной частью мотивации Китая в стремлении к стабильности в Афганистане является защита существующих проектов инициативы «Один пояс – один путь» в Пакистане и государствах Центральной Азии, потенциально открывает Афганистан для будущих инвестиций.

Как отмечают исследователи, если в стране будет достигнута стабильность, то это поспособствует удобству перемещения грузопотоков между Китаем и Евразией.

Интересы мировых держав сошлись в Афганистане. И каждая готова предложить что-то свое для налаживания общения и сотрудничества с исламским движением «Талибан». И только время покажет, каким путем пойдет Афганистан.