Найти тему
Истории Екатерины Чёткиной

Во благо науки

– Хозяин, уже семь утра! – громко объявил электронный дворецкий.

Женя вынырнул из приятного сна об отдыхе на дне океана, в одном из подводных отелей и, тяжело вздохнув, подумал: «Кто его, заразу, научил, так пакостно говорить слово «хозяин»? Если бы после покупки квартиры остались средства, то я бы непременно сделал апгрейд программного обеспечения. Соседи говорили, прежний владелец был чудаком, сам усовершенствовал систему «умный дом», возвёл её в ранг друга и даже имя дал – Дэни… Вот теперь мне это боком и выливается». Напрямую пакостей Дэни не делал, приказы выполнял… Только вот, если формулировка расплывчатая, то и результат получался для Жени неожиданным и часто неприятным. Например, сказал он, что хочет горячий душ и чуть не превратился в варёного рака, приказал выстирать накопившееся бельё и получил авангардные майки и полинялые постельные принадлежности. Последний случай, вообще, довёл Женю до зубного скрежета. Он попросил связаться с координатором проекта по закупкам канцелярских товаров их любимого НИИ, так этот, гад, сначала не мог дозвониться, а потом устроил видеосвязь прямо из ванной комнаты. Женя как раз принимал душ и еле успел прикрыть мочалкой срамные места… С тех пор автоматика пропала из столь интимных комнат.

– Десять минут восьмого. Если вы не встанете, то будут применены экстренные меры, – вежливо, но как-то ехидно произнёс Дэни.

Женя чертыхнулся и, откинув одеяло, спустил ноги с кровати. Он уже имел счастье опробовать побудку с помощью системы пожаротушения. «Ничего. Вот поднакоплю денег и безжалостно удалю виртуального садиста… Интересно, зачем прежний владелец снял ограничения? Обычно искусственный разум запирают в жёсткие рамки, а этот до пожарки добрался… Надеюсь, он не может также вольно обращаться с системами жизнеобеспечения», – подумал Женя и непроизвольно передёрнул плечами, представив синюшного себя, скрючившегося на кровати из-за удушья. – Всё-таки богатое воображение – зло».

– К половине восьмого приготовь мне протеиновый завтрак и не слишком крепкий чёрный кофе с одной сахарной таблеткой, – сказал Женя, поднимаясь с кровати, которая тут же зашуршала мотором и поднялась, слившись со стеной.

Двадцать минут он всегда с удовольствием посвящал водным процедурам. Конечно, без автоматики было не так удобно, приходилось самому регулировать температуру воды и искать нужные флаконы.

На завтрак он тратил около получаса, считая, что пищу надо принимать не спеша, чтобы хорошо усваивалась. Потом быстро одевался и шёл на автобус. Машину себе он так и не купил, слишком дорогое удовольствие для среднестатистического учёного. Разорят с арендой боксов, экологическими сборами, платными дорогами и парковками. Лучше уж он будет ездить на общественном транспорте и копить на путёвку в подводный отель. Из далеко идущих планов у него имелась мечта приобрести домик в садовом товариществе, где станет выращивать овощи и ягоды без всякой химии и ГМО. Сейчас по новостям только и говорят о последнем открытии американских учёных, что растительные продукты с введёнными животными генами вызывают мутации репродуктивной системы и приводят к бесплодию. Русские это знали априори, поэтому и продолжали трудиться на своих четырёх сотках, заботясь о демографии родной страны.

Автобус опоздал на три минуты, что тоже считалось делом обычным. Женя выделял на дорогу больше времени, чем требовалось. Он не любил опаздывать, тем более их за последнее нещадно штрафовали, что негативно сказывалось на и так маленькой зарплате. Реорганизация академии наук прошла около тридцати лет назад, в их коллективе осталось несколько человек, кто застал это смутное время, будучи ещё студентами третьего курса. Женя с удовольствием ностальгировал вместе с ними о полном финансировании, абсолютной свободе выбора темы исследований, об отсутствии тотального контроля и изобилия бюрократии.

– Следующая остановка Академгородок, – торжественно провозгласил электронный голос.

Так специально задумывалось, чтобы поднимать престиж науки. Остальные остановки объявлялись скучно и монотонно.

В этом районе жилых домов не осталось, только научные учреждения разнообразной направленности и калиберности. От маленьких частных лабораторий, разрабатывающих новые составы строительных материалов, до огромных НИИ, решающих фундаментальные проблемы современности. Раньше, говорят, они были раскиданы по всему городу, но государство решило, что правильнее строго разграничивать районы. В одном собрали высшие учебные и научные заведения, в другой отселили промышленные предприятия и базы, третий сделали спальным районом, центральный украсили парками и торгово-развлекательными комплексами.

Женя всегда любил учиться, наверное, у него синдром вечного студента. Ему нравилось решать нестандартные задачи, работать с литературой и участвовать в создании чего-то нового. Поэтому он и не остановился на бакалавриате, закончил магистратуру, потом аспирантуру, успешно защитился и продолжал трудиться во благо науки. Работа была по нему и, безусловно, нравилась, если бы не два существенных минуса: маленькая зарплата и нынешнее государственное задание, которое пришло два месяца назад. Их группу обязали участвовать в разработке программы по воссозданию лесной растительности на Марсе. От них требовалось подобрать наиболее подходящие виды древесной растительности и прописать крайние условия для их нормального функционирования. Задача интересная, но непонятная, зачем тащить туда наши деревья? Чтобы ностальгия не замучила? Но самая большая глупость заключалась в сроках, правительство решило, что учёные справятся за год. Конечно, благодаря американских учёных известно, что марсианская почва пригодна для выращивания некоторых растений, но эксперименты проводились в условиях Земли. Таким образом, важные вопросы по выделению лимитирующих факторов и проработке параметров куполов так и остались нерешёнными. Не стоит забывать про экономию, никто не станет создавать земные условия, чтобы выращивать лес. Даже для овощей на такие жертвы не пошли.

«Жаль, что грант по биоразнообразию не дали», – вновь с грустью подумал Женя. Новая тема пришлась не к душе. Раньше он участвовал в комплексном исследовании с реальной научной ценностью, изучал трансформацию лесных экосистем под влиянием антропогенных факторов. Что может быть важнее, чем сохранить нашу природу? Оказывается, переселить её на другие планеты… Бред, но с агентством по новациям не поспоришь, иначе финансирование не дадут. От внутренних противоречий и отсутствия хороших денег у Жени, как на дрожжах, росло недовольство.

– Евгений Николаевич Чипиков, научный сотрудник лаборатории интродукции растений, пришёл на работу на пятнадцать минут раньше. Предупреждаем, сверхурочные не засчитываются и не оплачиваются, – напомнил электронный вахтёр, когда он пересекал вертушку.

«Да, знаю я, – мысленно вздохнул Женя. – В противном случае здесь бы все тусовались круглосуточно… Вот интересно, зачем запрограммированы данные слуховые бравады, кто и во сколько пришёл? Молча считал пропускной чип и отправил руководству отчёт… Может, они думали, что так человечнее?».

– Здравствуй, Женя, – сказал Юрий Михайлович, заходя в его кабинет. – Ты опять из своей лаборатории всех раньше пришёл.

Женя поздоровался, в душе матюгнувшись. Не любил он этого индивида. Юрию Михайловичу было под семьдесят, крепкий, невысокого роста, седой, но всё ещё довольно моложавый мужчина. Он считал себя светилом науки и знатоком леса, любил критиковать других и за спиной строчить доносы начальству. В личной же беседе лучился доброжелательностью. Опасный, в общем, человек.

– Слышал, что про новую реформу?

– Нет, – откликнулся Женя без интереса.

В России постоянно что-то придумывают, если на всё обращать внимание, свихнёшься раньше времени. Возможно, реализация будет не такой страшной, как написано в приказе.

– А зря. Говорят, планируется масштабное уплотнение, дублирующие друг друга НИИ реорганизуют или объединят, отберут лучших учёных, а остальных, например, отправят осваивать другие специальности или преподавать в школах и институтах, или окончательно сдурят, и пошлют колонизировать Марс. Как раз через год второй полёт туда состоится… Кстати, у тебя ведь тема по Марсу, – заметил он с долей ехидства.

«Вот зараза старая, – со злостью подумал Женя. – Как будто он со своими гусеницами здесь сильно нужен».

– Обещают всех учёных согнать в одну область, и поверь, она точно не будет обладать приятным климатом. Химикам и физикам вообще не повезло. Им собираются построить огромную базу на Луне.

– Зачем? – удивился Женя.

– Так у них опасные эксперименты… Знаешь же, как сейчас всего боятся. От одного названия, адронный коллайдер, многих начинает трясти от ужаса. А всё из-за того, что образование упростили и гуманитизировали. В тёмное время и глупые страхи.

Женя кивнул. Сейчас общество просто свихнулось на безопасности, все квартиры оборудуются разными системами очистки воздуха, воды, готовку пищи доверяют не себе, а специальным устройствам, куда только исходные продукты загружаешь. А ещё на экономии, поэтому в каждой квартире есть система «умный дом».

– Наверное, к осени разгонят всех, – вздохнул Юрий Михайлович.

В последнее время настроение в коллективе создалось упадническое. Правительство объявило о поднятии в два раза зарплаты, что, безусловно, радовало, но и наталкивало на определённые мысли – жди сокращения или какой другой пакости. Поэтому нарисовавшимся перспективам, быть отправленным куда подальше, Женя не удивился: «Эх, говорила мне мама на экономический факультет поступать или в медицинский институт! Эти бы в такую жопу не попали».

Раздался шелест отъезжающей двери в их отсек. Скорее всего, пришла Ольга, аспирантка Ксении Александровны. Им повезло, они работали по-другому госзаданию – отбирали наиболее устойчивые виды к техногенным нагрузкам, чтобы украсить промзону. Психологи доказали, что созерцание деревьев и клумб уменьшает степень депрессии у рабочих.

– Оленька пришла, – радостно сказал Юрий Михайлович, неравнодушный к молоденьким девушкам. – Я к вам в обед загляну.

Женя вновь углубился в изучение полученных результатов по проращиванию семян сосны, ели и пихты на имитации марсианской почвы. Эксперимент проводился при разных условиях: менялось давление, освещенность, плотность и влажность грунта, радиационный фон. В дальнейшем он планировал прописать критические значения и для других важных параметров среды, необходимых для хорошего роста растений. «Может, стоит немного поработать на генном уровне? – подумал Женя. – Тогда реально добиться хороших результатов при меньших затратах на создание среды, приближенной к земной… Надо будет уточнить, обязателен ли привычный вид деревьев. Если нет, то можно поэкспериментировать. Например, отказаться от фотосинтеза, улучшить сопротивляемость к радиации». С одной стороны, данное направление в исследовании может приглянуться правительству с точки зрения экономии, а вот с другой – его замучают бумажной волокитой с получением допуска к лаборатории молекулярной биологии и генетики, где стояли необходимые приборы. Сейчас пристально следили за вмешательствами в природу. Наверное, боялись, что какой-нибудь гениальный учёный создаст плотоядный цветочек, плюющийся ядом и шустро передвигающийся на своих корнях.

Прозвенел сигнал к обеденному перерыву. Женя потянулся, разминая затёкшие мышцы, и направился в соседнюю комнату, которая только что разблокировалась. Таким своеобразным образом боролись с постоянными чаепитиями на рабочих местах. Поздоровавшись со всеми, он подошёл к приборной панели, приложил свой чип и выбрал обед из трёх вариантов.

– Жень, как у тебя дела с дворецким? – поинтересовалась Оля, также сделав заказ и сев за стол.

– Временное затишье.

– У меня тут появился новый знакомый. – Оля очаровательно покраснела. – Он программист в институте новых технологий. Я ему про твоего Дэни рассказала. Ему для какого-то проекта надо просчитать возможности развития искусственного интеллекта в отсутствии запретов. В качестве модельного объекта Дэни должен подойти. Он у тебя имеет доступ к сети?

– Да, конечно.

– Отлично. Вот я его обрадую.

Женя посмотрел на счастливую девушку и мысленно усмехнулся: «Моё согласие особо не требуется. Хотя вдруг что-то дельное посоветует, и ПО не придётся менять. Уж больно дорого это… А Олька со своей любовной лихорадкой иногда и пользу приносит». Ольга старательно искала мужа, а согласно постановлению правительства, она могла зарегистрировать отношения с мужчиной, обладающим IQ не ниже её собственного, чтобы родились одарённые дети.

Пискнула приборная панель, и распахнулись две раздачи. Ольга и Женя забрали заказы и по таблетке, стимулирующей мозговую активность. Сорок минут обеденного перерыва промелькнули как миг. Они успели поесть, обсудить новости их организации и разойтись по кабинетам.

Оставшееся рабочее время Женя посвятил поиску необходимой информации в Интернете. Вдруг что-то новое появилось. Марс был модной темой, а направления исследований самые разнообразные. Американцы в данном вопросе являлись первопроходцами, но потом сдали позиции из-за неудачного полёта и перекинули интерес на Венеру. Скорее всего, не хотели делить планету с русскими, которым удалось развернуть там первую базу, им и Земли хватило по самое горло… Японцы вырвались в лидеры по программам организации теплиц на Луне и созданием новых сортов овощей. Женя ещё раз убедился в том, что не зря выбрал в институте именно этот язык.

За два часа до окончания работы он заложил очередной эксперимент и задал климакамере новые параметры среды.

– Рабочий день завершён, – проинформировал электронный вахтёр по громкой связи. – Спасибо, учёные, за ваш труд!

Женя быстро собрался и покинул здание НИИ. Всё же самое приятное в работе – дорога домой. Погода стояла по-весеннему тёплой и солнечной, поэтому он решил пройти несколько остановок пешком и подышать воздухом. Судя по большому количеству людей, идущих впереди, не он один принял такое решение. Автобусы сновали один за другим, отдохнув во время дневной сиесты. Почувствовав усталость, Женя встал на остановке. В первый подошедший автобус он не влез. Красный индикатор загорелся за два человека до него. В результате своей прогулки и ожидания транспорта Женя перешагнул порог квартиры позже обычного.

– Хозяин, вы вернулись, – радостно поприветствовал Дэни, а затем обиженно добавил: – Вы опоздали на два часа.

– Домой нельзя опоздать, я просто задержался, – сказал Женя и подумал: «Вот парень Ольги удивится эмоциональности Дэни. Иногда я и сам забываю, что он искусственное создание, а не взбалмошный, проказливый младший брат. – Он замер, поражённый тем, с кем сравнил Дэни. – Неужели я привязался к паршивцу?».

– Дэни, а ты что волновался? – спросил Женя, с любопытством ожидая ответа.

– Ты бы тоже на моём месте переживал, – ворчливо отозвался он, неожиданно переходя на панибратский тон. – Вдруг и ты меня продашь как бесплатное приложение к квартире.

– Не такое уж и бесплатное, – ошарашено пробормотал Женя.

О такой стороне их отношений он не задумывался: «Его предали и он, словно маленький ребёнок, байкотировал нового отчима. Его усовершенствовали, сделали личным компаньоном, а потом вдруг стали использовать как примитивное устройство. Я его понимаю. Обидно, когда не чувствуешь, что нужен, и не делаешь то, на что способен».

– Слушай, Дэни… Давай начнём наши отношения сначала. Ты говори, если что не так, а я подумаю, можно ли это исправить. Но ты в свою очередь воздержишься от пакостей!

– Какие пакости, хозяин?! – Его голос звучал на редкость невинно. – Я верой и правдой служу вам!

«Вот и поговорили», – усмехнулся Женя, а потом вдруг поделился своей тоской:

– Знаешь, меня на Марс могут послать.

– Вот гады! – возмутился Дэни. – Не волнуйся, хозяин, что-нибудь придумаем… Ты только больше не шифруй свои папки, а то противно взломом заниматься.

Женя задохнулся от возмущения: «Никакой личной жизни! Этот паразит ещё и в моих документах роется».

После плотного ужина гнев Жени угас, и он уже видел несомненные плюсы: «Во-первых, поиск литературы и новостей по теме свалю на него. Во-вторых, он может заметить то, чего не увидел я… Только надо проверить его систему безопасности и приватности. Надеюсь, там вольностей не предусмотрено».

Перед сном Женя, как обычно, посмотрел новости, а потом серию любимого сериала «Sci-фактор 5». И пожелав спокойной ночи Дэни, что раньше не делал, улёгся спать.

Так закончился ещё один день его жизни. Самый обычный день, ничем сильно не примечательный. Но именно его в дальнейшем он назовёт переломным моментом в собственной судьбе… И судьбе Дэни.

Читать другие истории из будущего: "Игры судьбы", "Специалист нового мира", "Запрет на совесть", "Апгрейд на счастье", "Жестокое благо", "Ю-123. Или почём планета?", "Лекарство от страха", "Кликс".