Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

История ВИА: 1982 год. Все хотят перемен!

Мало кто может представить себе, насколько великолепны вышедшие в 1982 году альбомы вокально-инструментальных ансамблей "Самоцветы" и "Пламя"...

В 1982 году перемен требовало не только новое поколение, поиски и наработки нового «Я» стали лейтмотивом всего нашего общества в целом. После того, как на музыкальной сцене победила «новая волна», каждый, кто хотел плыть дальше, должен был меняться, искать в самом себе новые интонации. Поэтому поисками нового лица занялись даже те ансамбли, которые, казалось бы, прочно стояли на ногах.

«Самоцветы» тоже стали играть на своих концертах хард-рок и «новую волну». Судя по газетными публикациям того времени, молодая публика вновь потянулась на концерты ансамбля, и совсем недаром в итоговом хит-параде «Московского комсомольца» за 1982 год солист «Самоцветов» Сергей Беликов занял 4-е место среди певцов, уступив только Юрию Антонову, Валерию Леонтьеву, Яаку Йоале и обойдя таких популярных исполнителей, как Андрей Макаревич, Михаил Боярский, Тынис Мяги, Александр Градский и т.д.

Сергей Беликов в характерной манере «софт-рока» исполнял красивые и мелодичные песни «Цветы на асфальте» (С.Беликов - В.Дюнин), «Как женился Джон» (С.Беликов - А.Дольский), «Трава-Мурава» (А.Буйнов – В.Сауткин), «Зеркало и шут» (Ю.Маликов, В.Пресняков - В.Сауткин), «У беды глаза зеленые» (Е. Птичкин – Т. Коршилова) и другие.

Сергей Беликов
Сергей Беликов

Громом оваций публика награждала солистов Александра Нефедова и Елену Преснякову за дискошлягер «Рассвет - Закат» (Ю.Маликов, В.Пресняков - В.Луговой).

В результате теплой дружбы Владимира Преснякова и солиста группы «Круиз» Александра Монина (уезжая на гастроли, семья Пресняковых часто оставляла на попечительство Монина своего маленького сынишку Володю) в репертуаре «Самоцветов» появилось несколько «крузизовских» суперхитов - «Крутится волчок» и «Не позволяй душе лениться».

Но главным хитом ансамбля стала рок-композиция Владимира Преснякова на стихи Валерия Сауткина «Стоп, мистер Рейган», наделавшая много шума как у нас в стране, так и за рубежом. Барабанщик Владимир Полонский рассказывал, что американские журналисты приезжали на базу ансамбля брать интервью по поводу этой песни и пытались дознаться, почему «Самоцветы» поют «Стоп, мистер Рейган», а не «Стоп, мистер Брежнев!»? Видимо, западные журналисты считали, что под зафузованные гитары нужно петь только о том, как плохо живется в Советском Союзе простому человеку...

Эхо от тех счастливых времен остались запечатленными на диске-гиганте «Прогноз погоды».

"Прогноз погоды"
"Прогноз погоды"

Год назад в ВИА «Пламя» началась работа над рок-оперой «Кинематограф». В этом году фрагменты этой новой программы вышли на диске-гиганте «Время пик».

Вот что рассказывал о программе "Кинематограф" солист ансамбля Юрий Петерсон:

"Однажды Сергей Березин решил обратиться к большой форме и поставить спектакль «Кинематограф» на стихи Юрия Левитанского. С одной стороны было много чего сделано, много номеров записано, был сделан новый шаг в развитии. Я там читал стихи, потому что я это люблю и умею делать, недаром еще живя в Риге, я стал лауреатом конкурса чтецов. Сережа написал очень много неплохих музыкальных номеров, тот же «Кинематограф». А «Квадратный человек» – просто замечательная песня, которую я пел с огромным удовольствием.

Ставил спектакль режиссер Вячеслав Спесивцев. Он исходил из того, что музыкантам нельзя было двигаться по сцене, поэтому все строилось на игре света. Зажегся фонарик – я читаю стихи. Снова мелькнул лучик свет – и зазвучала песня.

Премьера «Кинематографа» состоялась в Театре Эстрады, и присутствовавший в зале Алексей Вадимович Барташевич, лучший шекспировед мира, воскликнул в восторге:

- Это замечательно! Это ураган какой-то!

Сначала я рассердился и подумал, что Барташевич ничего не понял, но потом меня обуяла гордость за продукт, который мы сделали..."

Главным хитом пластинки стала песня "Снег кружится" в исполнении Юрия Петерсона.

Юрий Петерсон
Юрий Петерсон

Но "Пламя" удивило еще и тем, что последние год-два наши ВИА действительно совершили заметную эволюцию, пытаясь отказаться от шаблонов прошлого десятилетия. В этом отношении особенно показательна вторая сторона альбома «Время пик». Это песенная сюита, сделанная чуть ли не в духе «Обратной стороны Луны». Мотоциклетный мотор и прочие урбанистические шумы вводят слушателя в песню «Монолог», исполненную в хард- роковой манере. После интермеццо на пишущей машинке – «Квадратный человек», образы Ю. Левитанского впечатляют: «как поздний вестовой по гулкой мостовой - квадратный человек с квадратной головой». Песня современно аранжирована и интересно спета. Это самый «экспериментальный» эпизод альбома.

Следующий номер - «А мне говорят, нет такой любви» - очаровательная песенка в стиле соул с привкусом южноамериканской босса-новы. Лирический порыв опять сменяется шумами повседневности, это третья песня Сергея Березина, художественного руководителя «Пламени» на стихи Ю.Левитанского – «Время Пик». Это целая ритм-энд-блюзовая мистерия.

Дав вкусить слушателю ужасов спешки и нехватки времени («...под этим небом грозовым, как на бомбе с механизмом часовым...»), его отправляют искать утешения в музыке Вивальди. Хотя этот номер меня тогда разозлил, ибо существует каноническая версия в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, которая сделана и тоньше, и проще, и теплее, а перепевка в исполнении вокально-инструментального ансамбля мне была не по вкусу.

"Время пик"
"Время пик"