Эра видеомагнитофонов давно прошла. Даже жаль. Золотое было время. Мальчишками мы засматривались голливудскими боевиками с драками, стрельбой и незамысловатыми сюжетами. Менялись видеокассетами, а потом с жаром обсуждали сюжет очередного блокбастера и спорили, кто кого круче: Ван Дамм или Шварценеггер, Чак Норрис или Брюс Ли?
Лично я считал, что Арни поломает Ванюшу, если только тот не успеет зарядить ему с «вертухи» ногой в выступающую нижнюю челюсть. И, если их обоих перед этим не отмудохает Чакки. Естественно, перечисленных «крутышей» в легкую уложил бы в первом раунде Брюс Ли. Причем одним ударом… Всех троих… С фирменным мяуканьем…
Наивными мы были, конечно. И «тлетворный яд Запада» полностью завладел нашими детскими мозгами. Полагаю, что золотая эра Голливуда - восьмидесятые и девяностые годы. Именно тогда вышла львиная доля лучших американских фильмов, ставших культовыми. Сейчас голливудская фабрика грез переживает жесткий кризис, выпуская всякую белиберду. Нет, серьезно: сколько вы сможете назвать по-настоящему культовых фильмов, вышедших за последние двадцать лет? Десять? Двадцать? Лично я не наберу и десятка. Такие дела…
Впрочем, я отвлекся от темы мордобоя... Вот, например, тому же Чаку Норрису не удалось стать суперзвездой мирового кинематографа, как, например, Брюсу Ли или Ван Дамму. Нет, он неплохой актер и был очень популярен в свое время, но его картины финансово и технически, все-таки, проигрывали тому же «Кровавому спорту» или «Выходу дракона».
Вероятно, из-за того, что молодые годы Чака совпали с тем периодом (1970-1985 гг), когда киножанр боевых искусств полностью не сформировался. Операторы еще только учились снимать сцены драк красиво.
Вот, Ван Дамм, что называется «попал в струю», когда в 1988 году вышел его «Кровавый спорт», половину успеха которого обеспечила именно качественная операторская работа. Другую же половину успеха картине принес сам «Ванюша» со своим «балетным стилем» карате и задиранием ног до потолка.
Конечно, у Чака Норриса были достойные фильмы. Например, «Око за око» (1981 г.), собравший более 7 миллионов долларов в прокате. Весьма неплохой показатель для того времени.
Но лучшим фильмом Чака Норриса, на мой взгляд, стал «Агент» (1991 г.). Боевик-нуар, снятый в темных тонах, с драками и налетом тоски. Вообще-то немного необычно было увидеть Чака Норриса в таком фильме. Ведь на первом месте в нем стоят не боевые искусства.
Конечно, драк в «Агенте» хватает (кстати, поединки не «каратешные»), но смысл и сюжет фильма более глубокий. Полицейский, преданный своим напарником и буквально вернувшийся с того света, изменился.
Да, он по-прежнему противостоит бандитам, но теперь делает это не из чувства долга. После перенесенной клинической смерти борьба со злом стала смыслом его жизни. Да и методы, которыми он пользуется стали не совсем законными.
Немного интересного о фильме
Режиссером картины «Агент» стал родной брат Чака – Аарон Норрис. Это всего четвертая по счету его работа, и, ведь, неплохо получилось! Между прочим, Аарон Норрис тоже снялся в паре кинолент в роли героев-одиночек, владеющих боевыми искусствами. К сожалению, эти фильмы не имели большого успеха. Видимо, из-за недостатка финансирования.
Кстати, темные тона «Агента» (от которых картина только выиграла) вызваны малым бюджетом, а не гениальной задумкой режиссера. У съемочной группы просто не было средств на качественный грим и дорогое оборудование. В результате и получился «боевик-нуар».
Не смотря на слабую рекламную компанию, «Агент» собрал в прокате 4,6 млн. долларов. Конечно не сравнить с мегапроектами того периода, но тоже весьма неплохо (особенно, если учитывать скромный бюджет). Это лишь подтверждает, что фильм получился качественным.
Заключение
Сегодня этот фильм мало кто помнит. Доморощенные кинокритики ругают его за слабый сценарий, малое количество драк и пафос. По-моему это придирки. Сюжет «Агента» как раз и получился более «жизненным», что ли, чем какой-нибудь «Отряд-дельта» или «Пропавшие без вести», в которых главный герой в одиночку крушит целые армии.
Ну, а где «кинокритики» в фильме узрели пафос, вообще непонятно. Ведь там нет высокопарных фраз, и фирменных «вертушек». Есть преданный другом и чудом выживший главный герой. Фактически, с поломанной судьбой. Смыслом жизни для него стала борьба с бандитами. В общем, мне фильм понравился. Тем, кто еще не смотрел, рекомендую!
Нестандартный американский фильм, незаслуженно обделенный вниманием.
Советская экранизация одного из лучших романов Джека Лондона
Пронзительный фильм Николая Губенко о послевоенном детстве