По сведениям, полученным в сети Интернет, в сентябре 2020 г. в окрестности села Ям Домодедовского района Московской области была найдена нательная иконка размерами 35×19 мм [1], отлитая из медного сплава (рис. 1, 1). Центральную часть лицевой стороны занимает рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста, копия, трости и главы Адама в пещере, над которым в прямоугольных клеймах помещены углубленные контрактуры ЦРЬ ICХС. По контуру привески проходит двойная рамка: наружная с рубчатым орнаментом и внутренняя с углубленным текстом тропаря кресту шестого гласа КРЕСТ[..]ВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ В[..]ДЫКО И С[вятое]. Поле центральной части оборотной стороны заполнено рельефным изображением символа Всевидящего ока и греческим словом под ним ОΘЕ | ОΣЪ (ὁ Θεος – Бог). Композиция помещена в тройную рамку, повторяющую контуры иконки: наружная содержит рубчатый орнамент, средняя – углубленный текст 17-го стиха 6-й главы Послания к Галатам АЗЪ ЯЗВЫ ГОСПОДА НА ТЕЛЕ МОЕ[..] ИОШУ, а внутренняя – рельефную надпись ГОСПОДЪ УСТАВИСЯ С НАМИ ВУКРАДКОЮ. Все тесты начертаны гражданским шрифтом с применением полууставной буквы У.
Изображение и текст на лицевой стороне имеют многочисленные аналогии на памятниках христианской пластики и церковной сфрагистики, а оформление оборотной стороны следует признать уникальным явлением для эпиграфики. Применение греческого слова ὁ Θεος вне контекста отмечено лишь на оборотной стороне одного редкого типа креста с изображением на лицевой стороне восьмиконечного Голгофского креста, нижняя перекладина которого имеет форму цаты (рис. 1, 2). Являющаяся постоянным атрибутом параманд строка из послания Галатам иногда встречается как на поле, так и на гурте некоторых нательных крестов XVIII–XIX вв. [2].
Еще реже встречается третья надпись. Наиболее ранним памятником палеографии с подобным текстом (х҇съ сънами оуставитесѧ) является соловецкий резной складень второй половины XVI в. [3]. Согласно житию преподобного Елеазара Анзерского, эту фразу сказала написать подвижнику на стенах кельи для защиты от темных сил Пресвятая Богородица, а затем, по преданию, ее на стенах келий продолжали писать другие насельники Анзерского скита [4]. Подобные слова встречаются в рукописных богослужебных книгах в разделе толкований крестных слов и на нательных крестах, известных в единичных экземплярах, причем на одном из них с клеймом 1827 г. имеется крайне близкая аналогия [5].
Хорошим датирующим маркером является наличие на иконке изображения символа Всевидящего ока. Единичные случаи изображений треугольников с сиянием и надписью Б ҇ГЪ внутри имеются на мощевиках третьей четверти XVIII в. [6], но массовое распространение подобной символики начинается лишь с конца указанного столетия. На основании сказанного и с учетом палеографической аналогии 1827 г. изготовление публикуемого экземпляра резонно датировать в пределах конца XVIII – первой трети XIX в. Вероятно, к этому же времени следует отнести производство крестиков с греческим словом ὁ Θεος.
Примечания
1. Пользуясь случаем, авторы выражают глубокую признательность А. С. Данилину и Е. Ю. Сорокину за предоставленную информацию.
2. Гусаров А. Н., Коршун В. Е. Страстные нательные кресты XVIII – начала XX в. М., 2018. С. 41, 71; Коршун В.Е. Молитвенные тесты на нательных крестах // Вопросы эпиграфики. Вып. X. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2019. С. 332–334. Табл. 9, 6–8, 15; 11, 5.
3. Кольцова Т. М. Иконы Соловецкого монастыря // Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области. Каталог выставки. М.; Архангельск, 2006. С. 22–23.
4. Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим // ПЛДР: XVII в. Кн. 2. М., 1989. С. 299.
5. Авдеев А. Г. Из истории древнерусской эпиграфики и ставрографии. 3. К вопросу о происхождении и развитии буквенных акронимов на Голгофских крестах в Древней Руси // Проблемы теологии. Вып. 5. Материалы 5-й Международной богословской научно-практической конференции. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. С. 130; Коршун В.Е. Указанное сочинение. С. 296–297. Табл. 3, 14, 15; 12, 3.
6. Родникова И. С. Наперсные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. М., 2005. Кат № 12; Сухова О.А. Кресты-мощевики в собрании Муромского музея // Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. М., 2005. Кат № 15.
Подпись под рисунком:
Рис. 1. Христианская пластика с греческим словом ὁ Θεος
Василий Коршун, Алексей Нисифоров
Альманах ДЕНЬГА №3 (33) / 2021