Найти тему
Мир металлоискателей

Явление иконы Пречистые Богородицы Оковецкия

В материале книги о пластике малых форм с изображением мученика Никиты, побивающего беса, имеется складень, на среднике которого помещен образ Оковецкой Богоматери (рис. 1). Этот извод достаточно редкий, сеть Интернет содержит о нем лишь краткие сведения, и по этой причине автор настоящих строк, когда ему в одном из рукописных сборников встретилось «Явление иконы Пречистые Богородицы Оковецкия» [1], с интересом ознакомился с текстом и решил поделиться историей обретения образа, что произошло 26 мая 1539 г. Следует отметить, что это произведение является, кроме прочего, памятником русской повествовательной литературы XVI в., которых в означенное время не так много.

Те, для кого чтение скорописи конца XVI века не является проблемой, могут ознакомиться с текстом на сайте Троице-Сергиевой лавры [2]. На рисунке (рис. 2) слева помещен текст первых пяти страниц, набранный полууставом. Им могут воспользоваться те, кто свободно читает богослужебные книги на церковно-славянском языке. Приведенный ниже текст немного адаптирован для современного читателя, но сохраняет значительное количество элементов орфографии и стилистики того времени. При определенной трудности чтения подобный подход позволяет чуть-чуть окунуться в духовный мир наших предков, представить, как они думали и излагали свои мысли.

-2

Явление иконы Пречиcтые Богородицы Оковецкия

В лета 7047 во дни благочестивого великого князя Ивана Василевича всея Руси и святейшего Иосафа митрополита всея Руси, при архиепископе Макарие и Великого Нова Города и Пскова, и при епископе Акакие Тверском, и при наместнике Иване Григоревиче Морозове·явилося Господне милосердие в край волости Оковецкие. Промеж двух деревень – есть деревня Репки, а другая Клочки – и меж тех деревень лес весь старый, а по тому лесу течет река Пырышня, а на тои речке есть городище, кое на Клочковской стороне реки, и оно есть боярщина Ивана Повадина. А в Клочках жили два татя: Иванкомъ зовут, что пономарем был туто же, да дядя ево роднои – Ермолкою зовут. А совещалися те два татя Ивановы боярщины с Клачковскими татями со Иванкои и Ермолкою, а совет у них таков был: привеcть им с Клачков украcчи двое лошадей, а из Ивановы боярщины те тати покраcчи коровы наперед поcпели по ихъ сроку. А тем татям клачковские случилось украсти двоих лошадей по тому сроку и пред нее те тати поставили коровы с огородишка того вверх по Пырышне реке за ключем в лесе да сами по прежнему их совету две было: у них мене быти лошадиной на коровы. Взошли на городище пырыщинское и узрели те пред всех их икону, а не знают, что крест честный, и рекоша дружко другу се, – Под гору побежим от места от сего, не нужно нам животы мена на своими головами принятии б. Да побежаша они от места того и увидивше они, что Иванко и з дядею ево Ермолкою гору вниз, и рекоша они, что у вяза горою, кое целование было, икона стоит, тои да наша правда. И, как они же начаша клятися, к ним обратилися, глаголюще, – Ни что на вас зла помыслим, мы же на городищи икон ведаем, но токмо мы от многих людей – и от полесовных, и мимо ходящих – слышахом много: и де звон бывает на городище том. Мы же того ничего не ведаем, на месте том, вами глаголющем, а не разыдушося восвояси. Начаша глаголети Ермак Иванке, – Дойдем и видим, что есть на городищи том, и станем стеречь, либо се клад иконою на месте том является, и стрегоша они не бысть ничто ж разве един крест к сосне пригвожден стоит. И сказал о нем в деревне Клочках, – И шед всею деревнею в оcмотрети, что есть за икона, да не знают, что за нею ж простые люди, а Пречиcтыя чюдотворныя иконы них то не видал на городищи том за не ж лес часть. И послали они Сидора Федорова сына деревни тои Клочковскои от того городища 8 верст к Спасу на погост по попы, и попов не оказалось – в волости разъехалися по кануномъ. И Сидор позвал чернеца Стефана Крылошенина и Стефан пошел в самый Троицын день в понедельник после обеда, и сошелся с тех четырех деревень и сторонних людей, и мужей, и жен, и детей боле ста душ, и дошли до того городища, и узрели есмя на том городище тот чюдотворной креcт честной – страсти на железе на немецком, меньше пяди – сверху к сосне прибойцем прибит высоко, и помолился четному кресту чюдотворному. И пошли по городищу тому смотрити и гуляти. За неже место то видно и угодно ко всему. И Стефан чернец нашел пред многими людми чюдотворную икону, – на ней же бо написан образ Пречистые Богородицы чеcтнаго ея Одигитрия, на левой руце младенца держит, да за младенцем на тои же стороне приписан угодник их великий Николае чюдотворец стоячей – на сосне на сучку. А от креcтовой сосны до тое Пречистые образа десять сажень промеж их. И старец Стефан Крылошенин снял чюдотворный Пречистыя образ и ступи с нею с колоды на землю. И в те поры яко бури или ветру сильну вскоре дунула, и в тои час быcть свет необычаен. Всем людям, что на городище том зрящи, дивитися свету тому необычайному.

Примечания

1. РГБ ОР. Ф. 173.I. № 175. Л. 541–552.

Василий Коршун

Альманах ДЕНЬГА №0 (33) / 2021