Когда у нового центра современного искусства ГЭС-2 поставили скульптуру под названием «Большая глина №4»
Тут же возмутилось огромное количество людей. Новостные порталы стали бурно обсуждать. В комментариях все пишут про сходство с кучей фекалий и тд. Даже какие-то депутаты высказались.
И все это нормально. Искусство, талантливое оно или не очень, должно вызывать споры, а время всех рассудит.
Но задело меня не это. Все имеют право на мнение. Я собственно не в каком-то восторге от скульптуры, не вижу в ней ничего страшного и возмутительного, но и не фанат.
Уже вторую неделю все обсуждают, и известные люди в том числе. Возмущения только множатся. Инфоповод так инфоповод. А как вам такой инфоповод. Снесли дом 1924 в хлебном переулке. Он не был признанным памятником, но находился в охранной зоне. То есть сделано это незаконно. Ну разве это новость ? Пф
Ну или вот, сносят сейчас здание бывшего приюта для слепых мужчин с домовой церковью 1913 года, вроде активисты приостановили снос, но сейчас его опять продолжили. Тоже так себе новость.
А вот еще, уже снесли флигель усадьбы Масягиных в Толмачевском переулке. А главный дом усадьбы с охранным статусом, стерли до основания в порядке «реставрационного решения». А весной были снесены дома в немецкой слободе, а потом на сайте правительства Москвы задним числом появились документы легализующие этот снос. Да тоже не особо интересно. Да ? Или нет?
Где тысячи возмущённых москвичей, что его город с его многовековой историей стирают ? Где репосты и комменты?
А это ведь новости только последних дней.
Почему каждый раз, когда я пишу о таких ситуациях, никто репост не может сделать банально, или подписать петицию. Несколько лет назад хотели изуродовать дом Булошникова на Большой Никитской, но его удалось отстоять силами неравнодушных людей. Я писал об этом, но реакций особо не было, на что у меня был гневный пост. За то всем не лень сделать репост этой скульптуры и написать, что в центре Москвы установили памятник какашке. Как говорится, спасибо за ценное мнение.
Почему всем плевать на постоянные сносы, что никто даже пальцем пошевелить не может. Скульптура их видите ли возмутила в центре Москвы. Неожиданно нашлось множество людей с обострённым чувством прекрасного. Эта «большая глина» стоит тут временно. Её потом уберут и заменят на что-то другое. Какой смысл переживать? Если она вам не нравится, то потерпите, а если нравится, то сходите и насладитесь.
Особенно забавно мнение оскорбленных местных жителей, у которых с одной стороны впендюрили «замечательный» памятник Петру I, который там стоит уже с 1997 года и высотой 98 метров, что лезет во все панорамы исторического центра. И как-то никто не возникает уже давно. Ну а про «прекрасную» Лужковскую эклектику, которая аккурат через реку почти напротив разруганной скульптуры, тоже что-то мало кто говорит, и о том что Москва изуродована, и надо снести это убожество. Только горстка архитекторов и других людей связанных с искусством, как-то высказываются.
Что касается художника Урса Фишера, то я ещё год назад где-то читал о выставке, где скульптуры из воска, поджигались как свечи, и они на глазах изумленной публики плавились, формируя причудливые формы, что довольно интересно.
Ну и подытожу.
Было бы здорово, чтобы люди не были безразличны к действительно важным событиям, касающихся архитектуры в нашем городе. И чтобы с таким же остервенением и возмущенностью говорили об очередном сносе или его планировании. Чтобы вы понимали, за один 2020 в Москве снесли 23 исторических здания.
А что касается восприятия искусства, не бойтесь своего незнания или непонимания. Тут главное иметь желание разобраться, а это уже дорогого стоит. Например есть такая вещь, как «чёрный квадрат» Казимира Малевича, который мы все знаем. Конечно я не сравниваю «большую глину» и Урса Фишера с Малевичем и его чёрным квадратом, не по чину как говорится, но тем не менее. Я про Сам подход к анализу художественного произведения - провокации, что часто идёт бок о бок.
Может в этой глине и нет какой-то мощной идеи или интересного контекста, но хуже то, что в этом мало кто пытался или хотел разобраться.
Особенно грустно, когда с такими заявлениями выступают известные и талантливые люди, как Андрей Кончаловский. Вот его слова: «Вот я до сих пор не понимаю художественной ценности "Черного квадрата" Малевича.»
А на самом деле, ничего сложного там нет. Достаточно почитать о Малевиче и его творческом пути, изучить контекст, и манифест, который был написан к выставке, на который и был впервые показан чёрный квадрат. Но Раз такой большой человек не может это изучить и понять, то что уж говорить об остальных…