Каким мы видим мир, предаваясь радужным фантазиям, и каким он является на самом деле? Контраст между двумя реальностями — субъективной и объективной - в своем стихотворении "Ласточка" нарисовала современная писательница Юлия Беанна, отразив его в строках, сплетенных, словно кружево, но не из ниток, а из эмоций.
"В вершинах, согретых лучами,
Среди кружевных облаков,
Не зная забот и печали,
Не чувствуя тягот оков"...
Так описала поэт мир иллюзий. Это та плоскость, в которой начинает путь практически каждый человек, взращенный добрыми сказками и собственными фантазиями. Но можно ли прожить годы, повзрослеть, стать зрелой личностью, если вечно парить в облаках?
"По мере взросления, - рассказывает автор о своем духовном становлении, которое стало фундаментом для создания стихотворения, - копились разочарования, некая обида на то, что человек не способен изменить, и непонимание мира. Ещё в детстве меня многое поражало, я не могла понять, зачем люди изобретают оружие, воюют, истребляют себе подобных. И не только себе подобных, но и других живых созданий. Яркий момент — мне купили книгу о природе, и там одна глава была посвящена браконьерам. И публиковались фото, где браконьеры стоят рядом с убитыми животными. Ещё, там была глава о загрязнении океанов нефтью, тоже сопровождающаяся множеством фотографий. Да и многое из того, что мы проходили по истории, меня не радовало. И потихоньку эти негативные впечатления наполняли меня."
И вот последняя капля упала в чашу... Любопытство ли толкает на поиски чего-то нового, на открытие истины, которая существует за пределами уютного собственного мирка. Или неожиданное знание выдергивает из сладкой дремы наяву, как будильник из сна. А может, реальность сама, не спросясь, жестоким вихрем врывается в идиллическую вселенную, разрушая воздушные замки. Но неизбежно начинается падение... Добровольное или вынужденное. Падение туда, где:
"Цветут алым маком обманы,
Предательство, боль и разврат.
Там злость вихрем кружится рьяным,
И крови царит тяжкий смрад."
Использовав эти резкие метафоры и жесткие эпитеты, Юлия выдернула своего читателя из зоны комфорта, заставила его снять "розовые очки", пусть всего лишь на время, пока звучат ее слова. Потому что за каждым громким термином "обман, "предательство", "зло", которые уместны в литературном творчестве, но чаще всего заменяются менее эмоционально насыщенными синонимами в обыденной жизни, стоят реальные вещи, проблемы, знакомые, требующие внимания и решения:
"Предательство — это например, банальная измена, - рассуждает Юлия. - Когда человек клялся кому-то в любви, а потом стал изменять. И изменять именно не разрывая имеющиеся отношения, а втайне. Он не сказал честно "я теперь люблю другую и ухожу", а продолжает играть на два фронта. Вот самое настоящее предательство. Обман — когда говорят неправду, в целях оправдать себя за плохое. Пример из обыденности: ребенок разбил чашку, а говорит, что её смахнула кошка, или попугай пролетал и крылом задел. Или дочь говорит родителям, что у неё отняли деньги, а на самом деле, она потратила их на косметику или шоколадки. Злость — когда человек хочет причинить боль другим, моральную или физическую. Примеры: жестокий хозяин избивает собаку, злой начальник измывается над подчинёнными, цепляясь к каждой мелочи и угрожая увольнением".
То есть, благодаря аллегории и объемным выражениям, писательница буквально вынудила человека по ту сторону страниц без шор на глазах посмотреть на ужас, который охарактеризовала, как "неумение любить". Чтобы он начал проводить аналогии и раздумывать о причинах и следствиях кошмара, в который мы, а не кто-то за нас, превратили свой собственный мир.
"Неумение любить проявляется в том, что многие интересуются только собой, и живут по принципу — лишь бы мне было хорошо, - объясняет свое видение проблемы поэт. - Такое я тоже много раз наблюдала в жизни. Допустим, умер кто-то, и родственники потоскуют неделю-другую, а потом начинается яростный делёж оставленного умершим имущества. Их печаль (если она вообще была) почему-то длится недолго, всё быстро сводится к материальному, и главное — собственному комфорту."
Не случайно главной героиней произведения стала ласточка. В глазах писательницы, она является символом, знаменующим череду падений и подъемов, то есть, те качели, которые мы называем жизнью. Она увидела в полете этой птахи романтику и надрыв, которым и наполнила свои строки:
"Идея стихотворения родилась спонтанно, - признается Юлия. - Но ласточки кажутся мне тревожными птицами, и особенно волнующе выглядит их полёт. Они постоянно ныряют вниз, видимо, охотясь за насекомыми. А со стороны смотрится, будто летит себе птичка, и вдруг падает, затем снова взлетает, и снова падает. Словно ей плохо, и нет сил подняться в воздух. В прошлом году я переехала в квартиру на высоком этаже, и теперь вижу ласточек так близко, как никогда раньше. И вблизи они ещё больше меня впечатляют, и я понимаю, что героиня стиха выбрана мною верно".
Вчитываясь в произведение, быстро понимаешь, что ласточка — не просто птица, которой захотелось увидеть мир на Земле и не повезло угодить на ужин к коту. Это душа человека, который проходит путь взросления и осознания. Это поэтическое отражение неравнодушной личности, чье сердце болит из-за несправедливости бытия. Возможно, даже автобиографический портрет самой писательницы, которая, проигнорировав внешнее, нарисовала словами свой внутренний образ:
"Отчасти ласточка — это я, - вздыхает Юлия. - Ведь я тоже неоднократно разочаровывалась миром. В детстве я мечтала, чтобы где-то существовала сказочная страна, в которой действительно нет зла. Я даже песню лет в пять написала, про волшебную страну. И в этой песне есть такие строки: "эта страна может только присниться, но и сон пролетит как птица. Не попасть нам в эту страну, где бывать добру". Поэтому да, я могу ассоциировать себя с разочаровавшейся в мире людей ласточкой."
Вот так в коротком литературном произведении, не требующем десяти томов с пояснениями, раскрылась душа человека, обнажилась его драма, которая куда сложнее и шире, нежели внутренний конфликт одного отдельно взятого писателя. Добравшись по последних строк этой красивой, мучительной и болезненной истории, задаешься вопросом: как справиться с горькой правдой? Откуда взять силы для преодоления своего собственного неумения любить? И что, в конце концов, мы можем сделать, чтобы победить эту страшную проказу — нелюбовь?
"Важно, чтобы человек не вредил другим, тогда мира в мире уже станет заметно больше, - убеждена Юлия. - И необязательно физически: не распускал сплетен, не хамил, не ставил подножки (образно). А выражение чувств — это готовность помочь или хотя бы выслушать. Я не подразумеваю материальную помощь, далеко не у всех есть возможность заниматься благотворительностью или давать в долг небогатым знакомым. Но понимание тоже много значит. А любить человек должен хотя бы своих родственников и друзей."
Да, посыл стихотворения "Ласточка" силен. Тон, выбранный Юлией Беанной, шокирует и дисгармонизирует. Некоторое время после чтения эмоциональный настрой остается именно таким, как хотела поэт. Но надолго ли? Способна ли литература в принципе изменить мир? По силам ли писателям такая мощная магия?
"Писатель, создающий художественные произведения — вряд ли владеет таким волшебством, - с грустью вздыхает Юлия. - Написано очень много сказок с добрым посылом, однако мало кто вспоминает о них, совершая плохой поступок. Разве что малый ребёнок может испугаться, что вот соврёт родителям, и его утащит Кощей. А взрослый, разумеется, о таком не подумает. И я заметила, что многие люди воспринимают любую художественную литературу как сказку, которая где-то там далеко, и никогда не сбудется. Поэтому будь посыл положительным, нравоучительным или наоборот, негативным, на реальную жизнь взрослого человека он не повлияет. Но бОльшим весом в этом смысле обладают писатели, рассказывающие о реально произошедших событиях. Саму меня очень впечатлили книги "Чернобыльская молитва" и "Кухня дьявола". Первая - о Чернобыльской аварии, а вторая — об экспериментах над живыми людьми, проводимыми в 40-е годы прошлого века, в Китае. Такие произведения вызывают совершенно другие ощущения, нежели самые атмосферные триллеры, ведь описано то, что случилось на самом деле. Когда я читала, мне было очень страшно, настолько, что не хотелось верить в историческую правдивость книг. И это заставило думать о том, что можно сделать и как нужно жить, чтобы больше такого кошмара не повторялось".
И все же, если хоть иногда напоминать о несовершенстве мира и искать его причину вместе с читателем, есть шанс привлечь его внимание и добиться какого-никакого отклика. В конце концов, ничто не проходит бесследно. Перемены начинаются с едва различимых движений души, которые, чаще всего, не видны невооруженным взглядом. Так почему взмахом крыла бабочки, что вызовет цунами, не могут стать слова поэта, идущие от сердца?
Ласточка (Юлия Беанна)
В вершинах, согретых лучами,
Среди кружевных облаков,
Не зная забот и печали,
Не чувствуя тягот оков,
Жила белогрудая птица,
И в счастье купалась она,
В мечтах, что так вечно продлится,
Ведь жизнь — нега сладкого сна.
Однажды, летая по небу,
Она ощутила печаль:
«Ведь есть ещё жизнь низко где-то,
О ней я не знаю — а жаль».
В головке зажглось любопытство,
Приблизилась птичка к земле,
На ней — отпечаток коварства,
И мир утопает во мгле.
Цветут алым маком обманы,
Предательство, боль и разврат.
Там злость вихрем кружится рьяным,
И крови царит тяжкий смрад.
И ласточка глазки закрыла,
Не в силах рыданья сдержать:
«Ах, лучше бы вовсе забыла
О мире под небом мечтать».
Смогла она голосом тонким
Чуть слышно лишь проговорить:
— Как жаль, в этом мире жестоком
Совсем не умеют любить!
Хотела умчаться обратно,
Но боль вдруг сердечко свела.
И рухнула ласточка наземь,
Навеки внизу замерла.
В том мире, где зло как привычка,
Где жизни цены нет большой,
Глодал кот холодную птичку