Приветствую, Уважаемый Читатель.
«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя» Так в свое время высказывался Н.В. Гоголь в отношении профессии учителя/воспитателя.
Накануне нового учебного года я задумался о контингенте молодых людей, которые приходят работать в школу.
Есть точка зрения мною неуважаемого В. Соловьева, что в учителя идет сплошной сброд. Возможно, вы слышали данный эфир на «Вести FM», ему несколько лет, мне не удалось найти его полную запись. Но цитату я обязан приложить:
«А что учителя хорошо учились? Или что, мы с вами не знаем, что как правило, когда человек никуда не может поступить, он идет в педагогический? Это что открытие для кого-то? Что зачастую педагогические набиты всяким сбродом, который просто никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителям...»
(Оставим за скобками факт, что он сам работал школьным учителем)
Безусловно, осуждаю данные высказывания. К сожалению, с него, как с гуся вода. И петиции снять Соловьева с эфира подписывали, и требовали привлечь за экстремизм, и публично вызывали ответить за свои слова, требовали извинений. Прошло ровно 4 года, за этот срок Соловьева стало в СМИ только больше…
В нашей стране учителями работаю порядка 1,2 миллиона человек. Мы имеем 33 педагогических ВУЗа, разбросанных по всей стране. 160 учебных заведений с педагогическими специальностями. Давать общую оценку контингенту учителей максимально неэтично. Здесь можно руководствоваться только собственным опытом, не выдавая его за истину в последней инстанции.
Поделюсь с вами своим.
Я повстречал достаточное количество молодых амбициозных учителей. Поэтому хотел бы оформить некую классификацию типов людей, которые планируют стать учителями.
Тип 1. «Я люблю детей, поэтому пошла в педагогический».
Без доли сексизма. До сих пор не доводилось встретить коллегу мужчину с такими аргументами.
Почти все эти девушки покинули школу, не проработав даже 2 года. Федеральная статистика мягче – 35% процентов молодых учителей увольняются в первые 3 года.
Огромная ошибка – идти работать в школу с аргументом любви к детям. Чаще всего, эти девчонки приходят в школу с яркими воспоминаниями от работы в детских лагерях, не осознавая разницы в специфики работы. Они готовы жить на небольшую зарплату, пытаясь найти подработку, но не готовы к разрушению своих идеальных представлений о профессии.
Тип 2. «Попал(а) в педагогический, потому что позволяли баллы».
Действительно, в педагогические ВУЗы конкурс на бюджет не самый суровый. После опубликования итогов приемной кампании 21 года, я сделаю аналитический материал на данную тему, где проанализирую динамику баллов нескольких педагогических ВУЗов и сравню их со средними по всем направлениям.
По 2020 году, в зависимости от города, вы имели хорошие шансы попасть на бюджет, набрав следующее количество баллов для преподавания предметов:
Биология/Химия – 200-215 б.
История/Обществознание – 213-235 б.
Математика/Физика - 210-225 б.
Русский/Литература – 235-245 б.
По меркам современного ЕГЭ, которое любому ученику посильно, баллы не самые высокие.
С данным типом студентов всё довольно просто. Определяющим моментом в их обучении является прохождение практики. Там-то многие и ставят крест на своей педагогической перспективе. Эти молодые люди довольно прагматичны, они смогут работать учителями, но «искры» в них мы вряд ли увидим.
Тип 3. Романтики, авантюристы.
Данные молодые учителя отличаются харизмой, яркими уроками, не совсем по ФГОСу. Они идут в профессию с большими намерениями, у них есть запас прочности, прежде всего подпитываемый энтузиазмом. Крайне редкий тип учителей, возможно, вымирающий. Часто их ломает своя же администрация, когда дает в первые 2 года классное руководство, нагружает неимоверным количеством уроков, постоянно отчитывает. Именно эти учителя способны задержаться в школе. Но хотел бы вспомнить уже классический мем из «Властелин колец» и посоветовать им - «Бегите глупцы»
Тип 4. Обманутые обществом.
Молодые учителя, которые максимум доработают первый год и покинут навсегда профессию. Чаще всего, это девушки, которым навязали поступать в педагогический с аргументами: «это престижно», «стабильные условия труда», «работа до обеда», «все лето отдыхаешь» и т.д. Они терпели педагогическую практику, затаив дыхание перед началом работы. Но столкнувшись с действительностью, спешно готовы покинуть школу, даже в середине учебного года.
Особый тип молодых учителей. «Целевики»
Наиболее редкий тип молодых учителей, но наиболее прагматичный.
Сейчас получить целевое место, как вам известно, не так уж и сложно. Достаточно начать рано этот вопрос мониторить и связаться с нужным управляющим органов вашего района. Вы бесплатно учитесь, и по условию договора должны отработать в школе минимум 3 года. Данный тип учителей с наименьшей мотивацией к развитию в профессии, но при этом достаточно организованы. С большой вероятностью, покинут школу по окончанию договора.
На данный момент ситуация +/- такая. Очень хочу, чтобы она изменилась, но "лед еще не тронулся"...
Благодарю, что дочитали до конца!
Буду рад вашей подписке =)