Найти тему

Можно ли вот так уволить 150 человек?

Оглавление

Три недели назад медиапространство всколыхнула новость о том, что основатель и руководитель компании Xsolla отправил почти 150 своим сотрудникам не самое приятное письмо. В нем он ссылается на аналитику BigData, которая показала, что эти сотрудники невовлечённые и малопродуктивные, а потому им следует покинуть компанию. После этого была и видеоконференция Александра Агапитова, и множество статей об этой новости. Например, вот.

Это собственно А. Агапитов. Фото взяли с Facebook
Это собственно А. Агапитов. Фото взяли с Facebook

Безусловно, случай резонансный и напрямую относится к управлению и информационным технологиям, а значит я не мог остаться в стороне. Хочу поделиться с вами своим взглядом на эту ситуацию (подчеркну, что речь идёт о моём личном взгляде и не более того).

Начну с того, что вряд ли этот поступок был импульсивным и необдуманным. Тем не менее вопросов осталось немало.

Вопрос 1. Что хотели попиарить?

Рискну предположить, что заходов тут несколько. С одной стороны, ориентация на рынок труда: молодое, гибкое поколение безусловно увидит этот прецедент, и каждый примерит на себя. И тот, кому такой подход близок, кто считает, что нужно занимать активную позицию, откликнется на вакансии. Тем самым компания получит выборку близких по своей культуре кандидатов. Хотя вероятно, что набирать им придётся экстренно - всё-таки закрыть более 100 позиций внутренними ресурсами не так-то просто.

С другой стороны, целью такого хода мог быть пиар софта, который использовала Xsolla. Тогда это уже ориентация на менеджеров и владельцев других компаний. Ведь это новый уровень оценки внутренней эффективности, избавленный от субъективности людей. Привлекательная история для оранжевых руководителей.

Вопрос 2. Можно ли верить такой аналитике?

Ответом на этот вопрос стал тот факт, что после письма все увольняющиеся отправились беседовать с менеджерами - и было решено, что около 60 человек останется работать. Получается, что анализ BigData выступил некоторым индикатором, а реальное принятие решений осталось за людьми. Сотрудников вогнали в дискомфорт, но дали возможность определиться. Думаю, что часть отправится в суд, часть с негативом уйдёт в рынок, а какая-то часть пересмотрит своё мышление, отношение к работе и т.п. В логике самоорганизации это часто встречаемый процесс среди сотрудников.

Вопрос 3. Этично ли это?

Этот вопрос правильнее всего задать самим сотрудникам - как тем, кого уволили, так и тем, кто остался. Если они скажут, что нормально, в современном мире только так и надо, а распускать нюни - удел слабаков, что ж, значит этично. Если же, наоборот, ответят, что это не бьётся с принципами и ценностями компании, с корпоративной культурой - значит форму, подачу и смыслы упаковали в неэтичную обёртку.

Дело в том, что давая оценку подобной ситуации, мы пропускаем всё через призму своих представлений. Мы не учитываем внешние факторы, в том числе обитающие во внутренней экосистеме компании. Поэтому будет честным оставить поиск ответа на этот вопрос самим сотрудникам Xsolla. Ну а твит "****** или ******" - уже не первый пример использования мата на всю страну :)

Вопрос 4. Есть ли будущее в таком подходе?

Как выяснилось, в таком подходе есть и прошлое. Крупные известные компании, типа General Electric, Microsoft и Amazon, в разные годы своего существования запускали логику ранжирования сотрудников по эффективности и отсева на основании такой оценки. А сколько ещё менее известных компаний это применяли и применяют у себя? Наверняка есть те, кто отказался от такой практики, попав в ловушку KPI (когда сотрудники гонятся за показателем, а не за результатом), кто-то успешно адаптировал под себя и применяет до сих пор. Использование искусственного интеллекта и BigData - это лишь один из инструментов такой оценки. Думаю, он будет набирать популярность, и будущее в таком подходе есть.

Например, у нас в компании используется такой инструмент как "учёт рабочего времени": каждый день сотрудники "списывают" затраченное время в разрезе ролей, обязательств и проектов, которыми они занимались в течение рабочего дня.

Так выглядит интерфейс формы для списания времени в нашем софте "Digit Культура"
Так выглядит интерфейс формы для списания времени в нашем софте "Digit Культура"

Когда мы рассказываем и показываем этот инструмент нашим гостям - это всегда вызывает неоднозначные отзывы. "Это же отличный инструмент контроля, дайте попробовать", - говорят одни. "Так нельзя ограничивать творческих ребят, это лишь дополнительная нагрузка и демотивация", - спорят с ними другие. И опять обе стороны правы.

Вместе с тем, за всё время использования этого инструмента мы ни разу ни одному сотруднику не предъявили результаты его списаний как претензию, дескать ты ни фига не работаешь. Зато было уже множество примеров, когда ребята сами анализировали своё распределение времени (допустим, за пару месяцев) и выходили с инициативой поменять какие-то роли или процессы. В эти моменты я ощущаю удовлетворение, что конечная цель достигнута - сотрудники сами меняют то, что видят неэффективным. А списание времени - лишь инструмент. Как и BigData.

Вот, к примеру, один из графиков для анализа эффективности ролевой модели одного из действующих кругов в Smart Consulting. Исходя из диаграммы, наглядно видно, что основное время приходится на роли Автор, Евангелист и Продюсер. А вот роль Внутрикома в анализируемом периоде не использовалась. Это может служить сигналом к тому, что возможно эта роль не нужна в круге.
Вот, к примеру, один из графиков для анализа эффективности ролевой модели одного из действующих кругов в Smart Consulting. Исходя из диаграммы, наглядно видно, что основное время приходится на роли Автор, Евангелист и Продюсер. А вот роль Внутрикома в анализируемом периоде не использовалась. Это может служить сигналом к тому, что возможно эта роль не нужна в круге.

А как относитесь вы к произошедшей ситуации в Xsolla?